Покрытие, предохраняющее узлы трения авиационных двигателей и энергетических установок от преждевременного износа, разрабатывают на кафедре 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» МАИ под руководством профессора Леонида Лесневского и доцента Максима Ляховецкого в интересах предприятий АО «ОДК». Об этом сообщила пресс-служба МАИ.
— Срок службы авиационного двигателя во многом определяется износостойкостью трущихся деталей, например соединений хвостовика лопатки с диском ротора, поворотных узлов статорных лопаток, элементов механизации, шлицевых и зубчатых соединений и других, — рассказывает Максим Ляховецкий. — При этом использовать жидкие смазки — масла — из-за высоких температур и давления в зоне контакта практически невозможно. В связи с этим для защиты таких поверхностей необходимо разрабатывать особый вид покрытий — твёрдые смазки. Такие покрытия сочетают в себе свойства смазки и износостойких материалов одновременно.
Как пояснили в МАИ, сейчас для защиты трущихся деталей двигателей используются однокомпонентные твёрдые смазки на металлической или полимерной основе. Зачастую они обладают невысокая прочность сцепления с подложкой, и при повышенных давлениях это ведёт к выдавливанию смазки из зоны контакта.
«Маёвская разработка имеет более сложный состав и структуру. Покрытие представляет собой твердую никелевую матрицу, заполненную смазочным материалом — графитом. Оно, с одной стороны, обладает лучшим сцеплением с защищаемой поверхностью и хорошей износостойкостью, а с другой, позволяет уменьшить коэффициент трения. Таким образом, поверхность детали значительно меньше страдает от износа, что было доказано сравнительными испытаниями», – отмечают в МАИ.
Скоро начнутся наземные испытания покрытия в составе двигательной установки, а в начале 2024 года маёвскую разработку планируют испытать в реальных условиях.