В редакцию пришло письмо от Зои, мамы ученицы 3-го класса Златы из Западного Дегунина.
«Замучились с домашним заданием, уговариваю по три часа. То отлучается попить, то перекусить, то начинает играть с кошкой. Я раздражаюсь, даже злюсь. Бывает испорчен вечер или выходной. Как сделать так, чтобы выполнение домашки не было нервотрёпкой?» — спрашивает Зоя.
«Север столицы» разбирается вместе с Ириной Петровой — учителем начальных классов школы №149 района Сокол. Её педагогический стаж — больше 40 лет.
Тренируемся заранее
— Сейчас у первоклашек нет домашних заданий, как и оценок, — говорит педагог, — но я всё равно советую родителям с 1-го класса выполнять с детьми что-то дома для тренировки. Так ребёнок потихоньку приучается к тому, что какую-то часть дня, хотя бы 20 минут для начала, нужно посвятить повторению пройденного. Детям можно предложить написать какую-нибудь букву или цифру несколько раз, найти в книге картинки животных, о которых он узнал на уроке окружающего мира.
Убираем раздражители
На столе маленького ученика не должно быть лишних предметов, игрушек, перекуса. Телефоны убираем, телевизор выключаем, а кошке лучше побыть в другой комнате. Смартфон мамы или папы тоже лучше убрать, иначе ребёнок сделает вывод, что и ему можно одной рукой писать в тетради, а другой катать машинку по столу.
Не увлекаемся черновиками
В выполнении домашнего задания учитель советует двигаться от сложного к простому. Вначале выполнить письменные задания, а потом взяться за чтение, устный счёт. Увлекаться черновиками она не советует. Это может отбить желание заниматься. Можно написать в черновике строчку, подобрать пример и переходить в рабочую тетрадь. В её практике был случай: мама третьеклассницы заставляла дочку переписывать задание по три раза, добиваясь совершенства; число ошибок и помарок при этом только увеличивалось. Педагогу удалось убедить маму отказаться от такой муштры.
В компании — веселее
Учить стихотворение, делать пересказ, по мнению Ирины Петровой, нужно в два или три приёма. И помнить, что у детей разная способность к запоминанию.
— Поэтому на уроке стихотворение наизусть в первый день я прошу прочесть только тех, кто хочет сам, во второй день — уже вызываю, — говорит она.
Если запоминается плохо, можно разучить стихотворение по ролям с мамой, бабушкой. Некоторые дети чувствуют себя увереннее, даже когда кто-то из взрослых просто рядом.
— Один мой ученик-третьеклассник никак не хотел садиться за уроки без мамы, — вспоминает учитель. — Я посоветовала женщине просто побыть в комнате рядом с сыном, читая свою книгу. Это сработало: ребёнок перестал нервничать и сосредоточился, а у мамы по явился получасовой отдых.
Доживём до понедельника
Педагог говорит, что перед выходными желательно сделать хотя бы часть заданного уже в пятницу: например письменные уроки или начать учить стихотворение. Не стоит оставлять всё на вечер воскресенья.
— Чем дольше откладываешь работу, тем больше не хочется её делать, — улыбнулась она.