Необычность новой выставки «Автор неизвестен. Коснуться главного» Музея русского импрессионизма в том, что имена большинства художников, творивших на рубеже XIX-XX веков, пока не установлены. Часть экспозиции составили работы, авторство которых было раскрыто в последние годы.
Рассмотреть под лупой
По словам куратора выставки, ведущего специалиста выставочного отдела Музея русского импрессионизма, Анастасии Винокуровой, произведения с пометкой «Неизвестный художник» (н/х) крайне редко попадают на большие выставки. Но музею удалось собрать блестящие работы из 30 музеев России и шести частных собраний, скрытые в запасниках из-за отсутствия подтверждённого авторства.
Воспринимать работы, не зная имя художника, непросто. Поэтому в музее развернули мультисенсорную лабораторию, где посетители могут, например, рассмотреть под лупой поверхность картины.
Ждут версии посетителей
Одной из самых загадочных картин на выставке можно назвать композицию «Рождение» (1910- 20 годы) из собрания коллекционера Михаила Каменского. Она одновременно напоминает работы художников Витебской школы (отсылка к работам Шагала) и других известных мастеров.
Кстати, по словам Анастасии Винокуровой, многие коллекционеры согласились участвовать в выставке в надежде на обратную связь с посетителями. Возможно, благодаря их познаниям и догадкам какие-то картины обретут авторство.
Подпись неразборчива
В числе картин, авторство которых было недавно установлено, — полотно ученика Петрова-Водкина Бориса Пестинского «Портрет Мухитдина». На ней изображён узбекский мальчик, читающий труды Владимира Ленина. Когда известный эксперт и галерист Ильдар Галеев приобрёл картину, считалось, что её автор некий Гестинский. Но такого художника никто не знал. Ильдар Галеев установил, что первоначально в подписи перепутали букву Г с буквой П. Её автор — художник и зоолог Борис Пестинский, который в 1932 году был сослан из Ленинграда в Узбекистан, работал там герпетологом, не переставая писать картины.
Продавали как Рериха
Полотно «Северный город» коллекционер Андрей Васильев приобрёл как работу неизвестного автора. Он провёл ряд экспертиз и получил заключение, что автор — художник-символист Василий Денисов. Коллекционер продал картину, а потом обнаружил её в антикварном салоне под авторством Николая Рериха. На обороте даже появилась подпись «НР». Андрей Васильев выкупил картину и теперь хранит её в своей коллекции, вернув автору заслуженную славу.
Выставка продлится до 21 января 2024 года.
Музей русского импрессионизма: Ленинградский просп., 15, стр. 11. Сайт: rusimp.su