Знаменитый диджей 80-х Сергей Минаев отметил юбилей – 60 лет. Он по-прежнему проводит по стране дискотеки, а ещё пишет песни, снимает ролики для своего YouTube-канала и активно ведёт блог в одной из соцсетей. Сергей родился и вырос в нашем округе – в современном Дмитровском районе, и считает север Москвы своей малой родиной. В конце 70-х он проводил дискотеки в МАИ, а в начале 80-х – в гостинице «Молодёжная». Своими воспоминаниями первый диск-жокей страны поделился с нашей газетой.
Вначале была скрипка
– Сергей, где вы жили в детстве?
– На Учинской улице. Не так давно побывал там, и мне показалось, что улицы стали узкими… Как-то сильно забрало меня в тот момент, что даже сложились стихи. Первое четверостишье такое: «Я очутился в тех краях, Где много лет не появлялся, Где рос, учился, удивлялся, Где задыхался в тополях…»
– До какого возраста вы там жили?
– До второго класса. Потом мы переехали в центр Москвы.
– Что помните о своём детстве?
– Там я ходил в детский сад, а потом пошёл в английскую школу. Отец и мама работали в сельскохозяйственном институте – ВИСХОМе. Думаю, старожилы помнят это районообразующее предприятие. Моя школа находилась ближе к платформе Ховрино. Приходилось ездить на автобусе. Кажется, его номер был 191. Первые друзья в моей жизни тоже появились именно там. Там же в мою жизнь пришла скрипка. Правда, музыкальной школы рядом не было, так что мне приходилось ездить в посёлок Северный. Тогда я на маршрутке добирался за 20 минут. А сейчас по пробкам – час.
– Вы сами выбрали скрипку или родители посоветовали этот инструмент?
– Мама наблюдала, как я пел, как двигался, как перепевал песни и понимала, что меня надо направлять и музыкально развивать. Думаю, при выборе для меня музыкального инструмента имел место простой расчет. Во-первых, это было дешевле. Занятия на фортепьяно стоили 23 рубля в месяц, на скрипке – 3 рубля 50 копеек. Во-вторых, сами подумайте: купить домой пианино или купить скрипку? Ответ очевиден. Позже я понял, насколько благодарен маме за её выбор. Потом я освоил барабаны, гитару, бас-гитару, клавишные, тамбурин, саксофон. Но началось у меня всё со скрипки, после которой можно уже любой инструмент освоить. Скрипачи подтвердят.
В 13 лет пел «Битлз» для американцев
– Какую музыку вы любили в детстве?
– Поначалу это были родительские песни. Всё, что пели за столом: музыка их юности, военные песни, эстрада 30-х, 40-х и 50-х… Я всегда не только пел вместе с ними, но и аккомпанировал им. До сих пор обожаю все эти песни. А потом в мою жизнь пришла музыка «Битлз»… Я даже однажды пел иностранцами Let It Be, представляете? Мне было лет тринадцать, это был 1975 год.
– Откуда взялись иностранцы в СССР?
– Я же учился в спецшколе. К нам школу периодически засылали представителей американского посольства. Если нужно было исполнить что-то заводное, то говорили: «Давайте-ка Минаева позовём!» Интересно, что всё это было показухой. Когда иностранцы уезжали, мне сразу говорили заткнуться и ничего подобного не петь.
– Каким вы были пионером?
– Я был хорошим пионером, любил Родину. У меня даже есть грамоты за то, что я был лучшим командиром юнармейского отряда. Правда, приняли меня не сразу. Классной руководительнице не нравилось мое поведение. Я любил на уроках смотреть в окно и мечтать, и она меня выставляла за это за дверь. Так что в пионеры я был принят во вторую очередь. До сих пор помню, что происходило это в Музее Ленина.
Черноморский «Братец Луи»
– Вам повезло, что в 1975 году был доступ к западной музыке…
– Тут дело не в доступе. У некоторых ребят дома были магнитофоны, а я просто быстро запоминал всё, что слышал. Потом сорок восемь раз переписывал слова, запоминал аккорды, играл… К тому моменту, как у меня появился магнитофон, я всё это и так знал наизусть. А еще я в школе собрал свою первую рок-группу. Точнее, ансамбль – понятие «рок-группа» появилось позже.
– Что вы играли?
– Всё подряд. Мы репетировали вместе с группой «Воскресение» в подвале дома культуры «Красный пролетарий». У них была комнатка и у нас была комнатка, прямо возле них. Представляете, какой у меня был хороший опыт – такие талантливые ребята рядом? Им, правда, вообще ничего не давали исполнять – ни шёпотом, ни полушёпотом. Мое поколение помоложе в результате училось маскироваться. Мне всегда нравилось экспериментировать и находить разные варианты для творчества.
– Ваш знаменитый хит «Братец Луи» на музыку популярных тогда Modern Talking – тоже эксперимент?
– Конечно. У меня были некоторые песни с несколькими вариантами текста. «Братец Луи» – как раз такая песня. К ней было написано несколько вариантов текста. Самым забойным оказался черноморский, который я написал, когда отдыхал на юге. Со строчкой в припеве «Говоришь, что прекрасна, я знаю-знаю-знаю, я всегда хорошо загораю». Но были и другие. Например, в одном из вариантов герой песни учился в институте, и ему не удавалось списать.
Диск-жокей петь не должен?
– Как вообще родилась идея исполнять западные хиты с русскими текстами?
– Во времена СССР приветствовалось исполнение только песен советских композиторов. Я устроился диск-жокеем в «Интурист», в валютную дискотеку. Там по вечерам наступали послабления, и можно было ставить любую музыку, потому что считалось, что диск-жокей крутит, но никак не поёт! А я запел. Потом подумал: «Зачем петь эти хиты по-английски, если можно по-русски? Чтобы на дискотеке звучала не только итальянская и английская речь, но и русская!» И запелось!
– И напоследок: чем вы сейчас занимаетесь?
– Я, как и прежде, с удовольствием провожу по всей стране дискотеки 80-х. Пишу стихи и выкладываю их в «е». Плюс занимаюсь спортом, насколько это возможно. Мне нравится играть в футбол и с молодежью, и с ветеранами – и у тех, и у других есть чему поучиться. Считаю, что никогда не поздно узнать что-то новое.