В ноябре исполняется 100 лет со дня создания кинофабрики «Межрабпом-Русь», её павильон стоял на Верхней Масловке, на месте нынешнего городка художников, до ноября 1926 года. Потом, после большого пожара, «Межрабпом-Русь» переехала на угол Старой Башиловки и Ленинградского шоссе (тогдашние названия улицы Расковой и Ленинградского проспекта), в здание, где сейчас расположен театр «Ромэн». О киностудии, стоявшей у истоков отечественного кино, помогли вспомнить снятые фильмы и свидетельства современников.
Кипит работа
Фильм «Папиросница от Моссельпрома», снятый в 1924 году режиссёром Юрием Желябужским, почти документально воспроизводит жизнь киностудии, которая работала на Верхней Масловке, 65. …Работник в фартуке показывает оператору позитивы сделанных вчера фотопроб. В кабинете директора обсуждают новый сценарий. На съёмочной площадке снимают сцену любовного свидания с внезапным появлением ревнивого соперника, битьём посуды и дракой. А на 20-й минуте фильма — нарядное здание с каменным низом, стеклянным потолком, двумя рядами окон — наверху полукруглые, арочные — и вывеской, где так и написано: «Кино-ателье «Межрабпом-Русь».
«Удивительно ёмкий павильон на Масловке вмещал апартаменты американского капиталиста, будуар его жены, редакцию газеты, холл, зал заседаний, таинственную лабораторию и т.д., — писала в книге «Память сердца» актриса Наталия Розенель-Луначарская, жена наркома просвещения Анатолия Луначарского, которая играла миссис Стронг, супругу миллионера, в фильме «Месс-Менд» по повести Мариэтты Шагинян. — Декорации выглядели довольно эффектно, в несколько формалистическом плане…»
Гусляр на фоне Кремля
Всё начиналось в 1915 году, когда костромской купец и меценат Михаил Трофимов, увлекавшийся кино, приехал в Москву и основал товарищество «Русь», главным видом деятельности которого значилось производство кинокартин. Офис «Руси» находился в Леонтьевском переулке, а для съёмочных павильонов Михаил Семёнович купил землю за Бутырской заставой. Соратником Трофимова стал хорошо разбиравшийся в кинооборудовании инженер Моисей Алейников. Придумали и эмблему — гусляр с окладистой бородой сидит на земле, вытянув ноги в лаптях, и перебирает струны на фоне стен и башен Кремля. «Русь» экранизировала рассказ «Поликушка» Льва Толстого. Выпустила мистический фильм «Девьи горы». Вела переговоры с Маяковским о съёмках по его сценариям «Сердце кино» и «Как поживаете?». В 1919 году, когда «Русь» национализировали, Трофимов уехал из Москвы. А Алейников занялся переоформлением «Руси». Удалось отстоять для неё статус кооператива. В уставе появилась формулировка: художественный коллектив «Русь». Среди пайщиков был и он сам.
Международная рабочая помощь
А теперь о первой части названия. В 1921 году в стране многого не хватало, в том числе плёнки и новой киноаппаратуры. Владимир Ленин обратился с просьбой о поддержке в благотворительную организацию «Международная рабочая помощь» («Межрабпом»). Клара Цеткин, которая была в руководстве «Межрабпома», откликнулась. В Россию начали поступать плёнка, киноаппаратура. А в ноябре 1923 года московское бюро этой организации решило не только помогать советскому кинопроизводству, но и непосредственно в нём участвовать — «Межрабпом» и «Русь» объединились. За три следующих года «Межрабпом-Русь» сняла 20 художественных и 14 научных фильмов. В 1926 году в производство были запущены художественные фильмы «Сорок первый», «Эх, яблочко, куда ты котишься», «Хромой барин», «Метелица», «В старые годы». Готовилась к постановке детская мультипликационная фильма (это слово тогда употреблялось в женском роде) «Крокодил Крокодилович», научно-популярные ленты.
Большой пожар
Но 1 ноября 1926 года в киноателье по неосторожности случился большой пожар.
«Сгорели ателье, костюмы, реквизит, декорации и часть осветительной аппаратуры, — констатировал журнал «Советское кино» в июле 1927 года.
Но автор тут же успокаивал:
«Ни одна из находящихся в производстве фильм не пострадала, что дало полную их возможность полного выпуска их в прокат».
На новом месте
В конце ноября «Межрабпом-Русь» переехала в помещение бывшего ресторана «Яръ». Дело не только в том, что это было по соседству: с 1924 года в здании на углу Верхней Башиловки и Ленинградского шоссе работал ГТК — государственный техникум кинематографии, будущий ВГИК. Вход и в техникум, и на киностудию был со стороны Ленинградки, там, где сейчас парадные двери театра «Ромэн». Гостиничного корпуса с фасадом на нынешнюю улицу Расковой ещё не было, его начали строить только после войны. Часть помещений превратилась в гримёрные и монтажные. Знаменитый белый зал с зеркалами и росписью на потолке использовался как съёмочный павильон. В этом зале снята, например, половина фильма «Человек из ресторана» с блистательным актёром Михаилом Чеховым в главной роли.
Полезно для студентов
Как вспоминал режиссёр Юрий Закревский, близость аудиторий и съёмочных площадок оказалась очень полезной: студенты могли увидеть всё, о чём говорилось на лекциях, да и сами снимались в массовке, в эпизодах или пробовали себя в качестве оператора или ассистента режиссёра, помогали сотрудникам бутафорского цеха. В 1928 году киностудию переименовали в «Межрабпомфильм». Она работала в здании на Ленинградке до 1936 года. Потом на её основе был создан «Союздетфильм», он перебрался в новое здание в Ростокине. А бывший «Яръ» передали Клубу лётчиков — напротив, на Ходынском поле располагался Центральный аэродром.