Как быть с ребёнком, который не хочет идти в детский сад и почему это происходит, «Северу столицы» рассказала практикующий клинический педагог-психолог из Хорошёвского района Вероника Казанцева.
2-3 дня на привыкание
– Есть случаи, когда проблему нежелания ходить в детский сад можно решить довольно быстро, главное, её правильно распознать, – рассказывает Вероника. – Если ребёнок не хочет идти туда после летних каникул, обычно 2-3 дня достаточно, чтобы он привык. Главное, постараться сделать так, чтобы ребёнок шёл в детсад в хорошем настроении.
Бывает так, что мама невольно проецирует на ребёнка негативный опыт о детсаде из своего детства, говорит ему: «Потерпи немного», «Это ненадолго, потом я за тобой приду». Из-за этого ребёнок воспринимает детсад как наказание или испытание. Главное понять, что дело в маме, в том, что она неправильно настраивает малыша. Когда она это поймёт, нужно сделать над собой усилие, сменить негативные установки на позитивные.
До 5 лет можно сидеть дома
– Универсальный способ: хвалить детский сад, создавать ребёнку перед походом туда хорошее настроение, вспоминать моменты из личного опыта, создавая положительный образ этого места, – говорит психолог. – Расскажите сыну или дочке, в какие игры вы играли в детсаду, с кем подружились, что вам там нравилось. Это работает и в случае, когда ребёнок воспринимает садик как наказание, потому что в семье есть младший ребёнок, который остаётся дома с мамой.
Если у ребёнка вообще не было опыта посещения детсада, то имеет смысл постепенно приучать его к пребыванию в новом месте. Сначала водить ненадолго, постепенно увеличивая часы до полного дня.
Разговор перед сном
– Поводом для беспокойства должен стать внезапный отказ или явная неохота ребёнка ходить в садик, хотя раньше с этим было всё хорошо, – говорит психолог. – Тут в первую очередь нужно поговорить с ним, попросить рассказать, что случилось. Лучшее время для такой беседы – перед сном, когда дети часто активные, не хотят спать и не прочь поговорить. Может, проблема с воспитателем, с одногруппником или произошло что-то, что его испугало… Если разговорить не получается, то лучше обратиться к психологу. У нас есть методики, которые в игровой форме помогут испуганному или стеснительному ребёнку рассказать о том, что его волнует.
Подобные проблемы можно выявить и при разговоре с родителями или воспитателем. Например, если ребёнок рассказывает о неправильном поведении воспитателя, то опросить родителей тоже было бы нелишним. Или если жалуется на одногруппника, то нужно поговорить с воспитателем, выяснить, что именно произошло.
Печенье в помощь
– Был случай в моей практике, когда достаточно эмоциональная и ранимая девочка побаивалась воспитателя, не получалось установить контакт, – вспоминает психолог. – Оказалось, что воспитатель при ней за что-то накричала на других детей и малышка замкнулась. Подружить их получилось неожиданно простым способом. Мама с дочкой испекли печенье, девочка угостила им воспитателя, той было приятно такое внимание, и это помогло установить доверительные отношения.
Во избежание подобных случаев психолог советует всегда разговаривать с детьми, каждый день спрашивать, что сегодня расстроило ребёнка, что порадовало, что особенно запомнилось. Хорошей привычкой будет перед сном анализировать прошедший день. Так можно выяснить страхи ребёнка, понять, что его действительно беспокоит и наметить план дальнейших действий.