Сила грозы упала, дождь кончился. Солнечная вертикаль обрушилась на парк Дружбы. Я шагнул в парк прямо из южного вестибюля метро «Речной вокзал». На солнце сушилось белое бельё черёмух. Ветви елей, сплошь обнизанные бриллиантовыми каплями, матово дымились. Всё заливал невесомый весенний свет. Божий мир был пригож и сладостен. Я приехал в парк Дружбы взглянуть на его памятники.
Континенты под ногами
У центрального входа расположилась скульптурная пара «Хлеб» и «Плодородие». Изумительные в своей гладкости девичьи тела притягивали взор обнажённой красотой. Памятники сделаны по эскизам Веры Мухиной (изначально их планировали для Москворецкого моста в центре города). День был мирный, солнечный. Скошенная трава, пригретая солнцем, испускала из себя густой медовый запах.
Я двинул вглубь парка. Городской шум исчезал ступеньками, словно его выключали в несколько поворотов невидимой ручки. На месте бывших карьеров вдруг открылись живописные пруды. Чайки над самой водой то летели, кренясь на острых крыльях, то косо смывались в сторону. Раздавался свист летящих уток. Они вставали на голову, ныряя под воду за едой.
На берегу парил над землёй памятник «Фестивальный цветок»: юноша и девушка запускали ввысь стаю голубей. Бронзовые молодые люди зримо искрили бешеной энергией. Под их ногами лежали пять континентов: Америка, Африка, Европа, Азия, Австралия, символизирующие дружбу всех народов.
В честь фестиваля
Парк Дружбы открыли в честь VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. На фестиваль в 1957 году съехались более 5 тысяч гостей и делегатов со всего мира. Они высадили в парке молодые деревья, которые шумят сегодня буйными муравлеными кронами. На ветвях каждый гость оставлял тогда записку со своим именем. Тогда прошло ещё совсем немного лет после окончания Второй мировой войны. Люди всех континентов аукались общей трагической судьбой, стремясь более не допустить такого. Другого глобуса мы не получим.
Парк Дружбы — единственное место в Москве, где сосредоточено такое количество подобных памятников, посвящённых тому хорошему, что делает нас человеками. Многие из монументов подарены другими странами. Скажем, скульптурная композиция «Дети мира» — дар Финляндии Москве. Или стела «Датская благодарность» — дар Дании Москве «за решающий вклад Советского Союза в разгром гитлеровского фашизма». А памятник венгеро-советской дружбе — копия монумента, установленного в Будапеште в тамошнем парке Дружбы в честь «освобождения Красной армией Венгрии от фашистских захватчиков». Дар Индии Москве — памятник великому индийскому мыслителю Рабиндранату Тагору. Памятник Мигелю Сервантесу — точная копия скульптуры, установленной в Мадриде (две столицы договорились об обмене культурными знаками, и теперь в Мадриде есть памятник Пушкину). Правда, у московского Сервантеса несколько раз отламывали шпагу. Так что он стоит в парке Дружбы теперь безоружным. Реставраторы из Мадрида давно отказались от попыток восстановить эту деталь.
Волжская вода
…Нахлобучивался вечер. На небе проступили капли звёзд. Я вышел к каналу им. Москвы. Сыро пахло рекой. Над зеркальной водой висела луна, как в кукольном театре. Прогулочный теплоход, описав широкую дугу, с московским щегольством причалил к Речному вокзалу. Освещённые иллюминаторы, похожие на золотые глаза, отражались в воде струистыми золотыми столбами.
Как рассказала специалист по этим местам экскурсовод Ирина Тихонова, канал выкопан вручную. Заключёнными. Слово «зэк», по одной из версий, и расшифровывается как «заключённый канала». В этом месте переплелась история всей страны — война и мир, фестиваль и канал, выкопанный заключёнными (из него Москва пьёт волжскую воду не одно десятилетие).
…За нашими спинами стояли строгие, молчаливые памятники. Но это было такое молчание, которое выкрикнуто во всё горло. Памятники — это память поколений. Они заставляют людей вернуться в людей. Всегда, во все времена…