Многие сверяют время по часам, установленным на опорах освещения на улицах Северного округа. Они почти никогда не отстают и редко ломаются. Причина в том, что за ними следят сотрудники подразделения АО «Объединённая энергетическая компания», которое в народе иногда называют службой времени. На очередное дежурство с ними выехал наш корреспондент.
Пыли быть не должно
Уличные часы на аллее возле метро «Динамо» показывают 10 вечера. От тех, что встречаются в округе, эта модель кардинально отличается. Корпус у неё кубической формы, на каждой стенке по круглому циферблату, всего их четыре. По словам начальника службы эксплуатации Артёма Скворцова, в САО такие модели есть только на Ленинградском проспекте. Их поставили около восьми лет назад, когда шло благоустройство центра Москвы. Однако обслуживание их такое же, как и остальных.
К часам подъезжает автовышка. Сотрудник службы времени Роман Хлистун поднимается по ней к циферблату.
— Работаем поздними вечерами, по ночам, чтобы автовышка никому не мешала. Да и проверять исправность подсветки циферблата удобнее, когда на улице темно, — рассказывает он.
Роман открывает корпус, проверяет и протирает часовые элементы. Если скопится пыль, точность хода нарушится. Кстати, все часы в округе электромеханические. При обслуживании обязательно смотрят напряжение аккумулятора. Днём часы питаются от него. По ночам энергия идёт из городских сетей, а аккумулятор заряжается. Но если электричества в городе не будет, то часы на аккумуляторе проработают трое суток.
Появились 100 лет назад
Любопытный факт: часы на улицах Москвы начали появляться в начале XX века, когда по городу стали ходить трамваи. После 23.00 вагоны курсировали раз в 10 минут. Чтобы было понятно, когда подойдёт ближайший, на остановках стали размещать часы. Потом их начали размещать на оживлённых улицах на мачтах освещения.
В 1980 году столица готовилась принимать Олимпийские игры. В городе стали появляться более современные модели с надписью «Стрела» на циферблате. Они были объединены единой дистанционной системой управления. И это было неудобно: если она выйдет из строя, то все часы в городе остановятся.
Часы, которые стоят в округе сейчас, управляются автономно. Такие стали появляться в 1990-х годах. Чаще всего у часов квадратный плоский корпус, как, например, у метро «Войковская». Но бывает и круглый — такие есть на Кронштадтском бульваре. Уличные часы не перестают ходить даже в самые сильные морозы. И этому есть объяснение.
— Они сразу создавались с расчётом на холода. Корпус, электронику собирали из материалов, которым морозы нипочём, — поясняет Артём Скворцов.
Анахронизмом не стали
В Северном округе 95 часов. Места их установки выбирали ещё в 1990-х годах — это оживлённые улицы, площади возле станций метро. Точность хода регулярно проверяют сотрудники службы времени. Четыре раза в год проводят техобслуживание. С запчастями проблем нет: их производят в России.
Казалось бы, сегодня, когда время можно посмотреть на смартфоне, уличные циферблаты — анахронизм. Однако есть те, кто не может без них обходиться. Артём Скворцов рассказывает, что недавно с Петровско-Разумовского проезда позвонила женщина. Утром она готовит завтрак и следит за временем по уличным часам, которые ей видно из окна.
— Но этим летом разросшееся дерево перекрыло циферблат. Жительница попросила перевесить часы на другую опору, — улыбается Артём.
Обращения об отстающих или о неработающих часах примут в диспетчерской службе АО «ОЭК»: тел. (495) 587-8760