Порой подпись мастера на каком-то предмете становится не просто красивым росчерком, а превращается в любопытнейшую деталь, артефакт, считает профессиональный историк, москвовед, аккредитованный гид и ведущий телеканала «Москва 24» Виталий Калашников. О таких деталях он рассказывает в своей новой книге «Артефакты Москвы».
— Так, в поисках авторских знаков я спустился в московскую подземку и обнаружил любопытный артефакт на одной из старейших станций метро — «Динамо», открытой в 1938 году, — говорит Виталий. — Наш артефакт — проступающая подпись автора «Янсон-Манизер, 1933» — прячется у эскалаторной зоны на одном из барельефов — керамических спортсменах на круглых «блюдцах», которые заполняют собой стены станции.
Медальоны были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по образцам скульптора Елены Янсон-Манизер, на них изображены представители различных видов спорта: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, лыжный спорт, ручной мяч и т.д.
— Кстати, для некоторых барельефов прототипами служили реальные спортсмены. Например, конькобежка — это Мария Исакова, а футболист — Григорий Федотов. Наш артефакт — на первом от южного выхода медальоне с изображением горнолыжника. К сожалению, кто-то «подровнял» в своё время барельеф слоем краски, и подпись оказалась практически замазанной, так что стоит приглядеться, — отмечает москвовед.