Когда ребёнок должен начать говорить? В каком возрасте стоит посетить логопеда? Какие ошибки в разговорной речи должны насторожить? На распространённые вопросы родителей ответила логопед детской городской поликлиники №86 на Коровинском шоссе Яна Полей.
С какого возраста могут начаться сложности?
— С того возраста, когда становится ясно, что у ребёнка возможны логопедические проблемы. В некоторых тяжёлых случаях предварительная работа начинается ещё до года, — говорит Яна Полей.
Есть определённые нормы развития речи.
— В 1,5-3 месяца ребёнок начинает гулить, в 6-8 месяцев — лепетать, в год-полтора он произносит первые слова, — поясняет она. — К двум годам у ребёнка должна быть сформирована простая фраза. К трём ребёнок уже говорит. Словарный запас может быть небольшим, но всё равно это уже именно речь, а не просто звукоизвлечение.
Проблемы связаны не только с неврологией?
Очень часто это проблемы со слухом, проблемы с анатомическим строением органов речи, с педагогической запущенностью, даже с особенностями иммунитета и общего физического развития.
— Родители до определённого момента могут не замечать тугоухости малыша: у него постепенно затухает лепет, он не реагирует на речь окружающих, замыкается в себе или ведёт себя неадекватно. У ребёнка не формируется речь, — отмечает Яна Полей. Однажды на приём к логопеду мама привела трёхлетнего мальчика, который почти не говорил. Чтобы привлечь его внимание, нужно было до него дотронуться. Женщина подозревала, нет ли у её ребёнка аутизма. Оказалось, что он почти не слышит. Понадобились консультации лора, сурдолога.
Почему дети часто не выговаривают «р»?
Порой правильно говорить мешают анатомические особенности — укороченная подъязычная связка, неправильное строение челюсти. Ребёнок просто не дотягивается языком до зубов, чтобы чётко произнести звуки. Это можно скорректировать специальными логопедическими упражнениями, массажем. Но иногда нужна операция. Это выясняется после консультации у логопеда и хирурга-стоматолога.
Что, кроме картавости и шепелявости, должно насторожить?
Может быть нарушено произношение любых звуков, не только «р» или «ш». Часто бывают нарушения слоговой структуры слов: например, дети говорят вместо «молоток» — «мотолок». Или глотают звуки, слоги: вместо «река» получается «ика», вместо «нога» — «га». Поводом для консультации у логопеда может стать «смешная», с многочисленными грамматическими ошибками речь в пять лет, «каша во рту», а также повторение слов или целых фраз вместо ответа на вопрос (эхолалия).
Как лучше говорить с детьми?
— Нельзя сюсюкать и коверкать звуки. Дети перенимают особенности речи взрослых, и переучить их бывает сложно, — отмечает специалист. — С самого рождения следует говорить с ребёнком правильно, спокойным голосом.
Помогают детские песни с понятным текстом, семейная привычка читать книги и стихи вслух, сказки и стихотворения по возрасту. Однажды на приём привели семилетнего мальчика. Называл предметы и действия странными «именами», например одним слогом обозначал целое слово («мо» — «молоко», «гу» — «гулять»).
— Он хорошо слышал и мог повторить за мной слова и фразы, но почему-то осознанно выбирал для общения странный язык, — вспоминает Яна Полей.
Она предположила, что ребёнок нахватался этого из мультфильмов, но разгадка оказалась неожиданной: пришедшие за мальчиком родители вдруг заговорили между собой и с сыном на том самом «птичьем» языке — им это казалось забавным. Специалисту пришлось корректировать речевые привычки всей семьи…