В Музее русского импрессионизма открылась выставка: «Авангард: на телеге в XXI век». Это реконструкция масштабной экспозиции авангардного искусства… забытой в Вятской губернии 100 лет назад.
Застряли в русском черноземе
В октябре 1921 года в Вятской губернии открылась передвижная художественная выставка. Более 300 произведений 55 художников должны были быть представлены в семи городах губернии. Из одного пункта в другой шедевры перевозили на телегах, присыпав сеном. В итоге где-то под Яранском телеги так крепко застряли в местном черноземе, что было решено оставить их на время в местном музее.
В пыльных папках – работы великих мастеров
Директор Вятского художественного музея и куратор выставки Анна Шакина обнаружила работу Василия Кандинского, которая была использована в качестве бумажной подложки для одной из картин музея.
– Видимо тогда специалист посчитал нужным взять более плотную бумагу (на ней, собственно, и была написана картина Кандинского) и закрепить более ценное, на его взгляд, произведение, – улыбается Анна. – Когда я это увидела (а сомнений, что это подлинник Кандинского у меня не было), была просто немая сцена. Можно ли вообще представить, что в мире ещё остался неизвестный и неподсчитанный Кандинский? С этого момента я стала вести научно-исследовательскую работу, чтобы понять, как эта картина попала в Вятку. И шаг за шагом добралась до истории с выставкой 20-х годов.
В 2016 году вместе с исследователем русского авангарда Андреем Сарабьяновым Анна приехала в краеведческий музей Яранска.
– Нам вынесли позеленевшие папочки, открыли их, стряхнув пыль, и перед нашими глазами оказались картины и графика великих мастеров, – вспоминает Андрей Сарабьянов. – Кандинский, Родченко, Степанова! Невероятно!
Реставрировали всем миром
В экспозиции выставки также впервые представлена отреставрированная двусторонняя картина «Композиция» Алексея Моргунова. Деньги на её спасение – почти миллион рублей – собрали всем миром.
– Работа соратника Казимира Малевича была обнаружена нашими кураторами в собрании Слободского краеведческого музея в совершенно аварийном состоянии, – рассказала директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. – Собранных денег хватило не только на картину, но и на создание двух тактильных станций, которые дополнили «Композицию» и позже будут переданы Слободскому краеведческому музею. Тактильные станции помогают воспринимать произведения искусства людям с ментальными особенностями, незрячим и слабовидящим посетителям. Каждая станция включает в себя объёмную копию картины из скульптурного силикона, фрагмент материала и специально подобранный аромат.
Выставка продлится до 22 мая 2022 года. Вход по билетам, для граждан льготных категорий есть скидки.
Адрес музея: Ленинградский просп., 15, стр. 11, тел. (495) 145-7555