В Москве есть несколько площадок, где можно узнать об истории железных дорог. Одна из них, посвящённая Московской окружной железной дороге, на смену которой фактически сегодня пришло МЦК, открыта в нашем округе в Хорошёвском районе. Корреспондент «Севера столицы» выяснил, какие интересные экспонаты там можно увидеть.
Старинное здание
Экспозиция расположена в здании 1908 года постройки. В прошлом веке тут была станция «Пресня». Проектировал здание архитектор Александр Померанцев (он же, кстати, проектировал ГУМ). Сразу за входными дверями – фотозона: лавочка, как в зале ожидания, и старинный станционный колокол. В колокол можно позвонить. Я позвонил – звук громкий и очень чистый.
В музее воссоздан кабинет проектировщика Окружной Петра Рашевского: сам он сидит за письменным столом, перед ним – рабочие бумаги, в стороне – интерактивный экран с чертежами и фотографиями, стилизованный под чертёжную доску. Есть тут и комната, где сидели телеграфисты.
– Помню, пришли однажды в музей дедушка с внуком, дедушка смотрит на комнату телеграфиста, а в глазах – слезы, – рассказывает ведущий методист экспозиции Василий Шиндов. – Потом рассказал: «Мы жили в доме напротив, а моя мама тут телеграфисткой работала. И если я плакал, не хотел спать, папа брал меня на руки и нёс к маме на работу. Она меня укачивала, я засыпал, и он нёс меня обратно».
Ещё идут старинные часы
Многие экспонаты можно трогать руками – например, попробовать перевести стрелку. Много исторических макетов-диорам: депо «Лихоборы» с поворотным кругом, станции «Канатчиково», «Военное поле». Диорамы можно включать, тогда паровозы и составы поедут.
– Интересна история часов, висящих на стене, – говорит Василий Шиндов. – Начальнику станции необходимо всегда точно знать время, и знаменитый часовщик Павел Буре поставил такие часы для всех станций Окружной. У нас единственный экземпляр, который сохранился. Несмотря на более чем столетний возраст, они ходят очень точно.
Первая женщина-машинист
Тут можно узнать о судьбе первой женщины-машиниста СССР – Зинаиды Троицкой. Говорят, девушка влюбилась в машиниста и стала мечтать тоже водить поезда. Но женщин-машинистов в то время в мире не было. И Троицкой с трудом удалось пробиться на курсы и потом с отличием сдать экзамен. Она стала водить паровоз, а в 1938 году в 25 лет девушка возглавила Московскую окружную железную дорогу, а потом, в 1944-м стала заместителем начальника Московского метрополитена.
Посещение экспозиции возможно строго по предварительной записи Стоимость билета 210 руб.
Подразделение ОАО РЖД по сохранению исторического наследия Московской железной дороги: 3-я Магистральная ул., 19, стр. 3, тел. 8-926-340-8550, страница в соцсети «ВКонтакте» vk.com/club194840887