На горячую линию ГУ ПФР №5 по городу Москве и Московской области поступили звонки от граждан, сообщающих об обращениях к ним неизвестных, пытающихся различными способами узнать данные банковских карт. Если в прошлом году основной темой вымогательства были сообщения о недоплате пенсии или обмене денежных знаков, то в настоящее время к ним добавились новые мошеннические байки о проверке их банковских вкладов.
Телефонные мошенники начали представляться не сотрудниками Пенсионного фонда , Сбербанка, а полиции. Представляясь сотрудниками МВД или других правоохранительных органов, они сообщают пенсионерам что на банк была совершена хакерская атака и со многих счетов были похищены деньги и потому необходимо проверить сумму его вклада, усилить его защиту или возбудить уголовное дело о краже денег с пенсионного счета. Под маской полицейских они вынуждают россиян раскрыть информацию о банковских картах и личных данных. Затем злоумышленники просто похищают деньги со счетов.
Бдительные граждане, и в этих случаях, не ведутся на уловки и звонят на горячие линии Пенсионного фонда, в полицию, в органы соцзащиты. Но есть, к сожалению, и те, кто попадает в расставленные ловушки. Многих пожилых людей подкупает уверенный тон мошенника , его вежливое обращение по имени и отчеству.
Так как, в ряде случаев у пожилых людей чаще всего нет онлайн-банкинга, они не следят за своим счётом через приложение, да и вообще часто не пользуются интернетом вовсе. То они клюют и на эту удочку. Верят злоумышленнику, который знает его имя, телефон, адрес проживания и многое другое. Откуда они знают эти данные? Как правило, мошенники покупают свежие базы данных на чёрном интернет-рынке.
Как рассказали сотрудники банков, фиксировавшие такие случаи мошенничества, преступники предварительно отбирают подходящих кандидатов. В зоне риска оказываются одинокие пенсионеры или пожилые люди, на счетах которых скопилась более или менее ощутимая сумма денег, которую те откладывают “на образование внучке” или, например, на собственные похороны .Осталось только выманить у них код карточки.
В данном случае, как заявило руководство Центрального банка- никакие проверки не проводятся , и не могут проводиться без согласия своих клиентов. Если звонящий заявляет, что инициатором обращения в правоохранительные органы выступил Банк России — это мошенник. Кроме того, сообщать свои данные по телефону не стоит вообще никому, подчеркивает Центробанк.
Однако, несмотря на то, что информация о мошеннических схемах постоянно появляется в СМИ, в интернете и на различных форумах, число их жертв не уменьшается. Все дело в том, что мошенники — хорошие психологи, которые с помощью приемов социальной инженерии знают, как уговорить человека, войти к нему в доверие. Поэтому лучше поступать, как с цыганскими гадалками – не начинать с ними разговор вовсе, чтобы потом, когда спадет пелена с глаз, не обнаружить себя с пустыми карманами.
-Граждан, которым звонят, всегда должно насторожить одно – запрос номеров банковской карты. Не важно, кем представились звонящие – сотрудником Пенсионного фонда или соцзащиты, любой другой организации, – с момента запроса номеров банковской карты разговор нужно закончить, поняв, что к вам обращаются мошенники,- предупреждает начальник ГУ ПФР №5 Анна Холоденко- Еще раз напоминаю, что сотрудники официальных организаций не запрашивают по телефону номера банковских карт и персональные данные граждан, не проводят опросы на улице и обходы по домам, не сообщают по телефону о неожиданных денежных поступлениях. Призываю граждан быть бдительными и предельно внимательными при запросе от сторонних лиц персональных и паспортных данных, номеров СНИЛС, номеров банковских карт.