Житель дома на улице Острякова кандидат исторических наук Александр Смольников в молодости работал в газете «Гудок» и встречался со многими известными людьми, но особенно Александру Степановичу запомнилась Клавдия Шульженко, завоевавшая любовь всей страны благодаря песням «Синий платочек», «Давай закурим». В то время певица жила в небольшой квартире в доме 19 на улице Усиевича.
Понял настроение
– В «Гудке» я вёл рубрику «Встречи с артистами» и как член месткома приглашал известных людей выступить перед редакционным коллективом «Гудка». В «Москонцерте» мне дали телефон Шульженко. Взявшая трубку дама сказала, что Клавдия Ивановна находится в Центральной клинической больнице и попросила позвонить туда, добавив, что певице там очень одиноко и хорошо бы разговорить певицу, поднять ей настроение, – рассказывает Александр Степанович.
Молодой корреспондент с радостью позвонил советской Эдит Пиаф, так Шульженко называли поклонники. Он не ожидал, что общение займёт почти четыре часа и растянется на два дня. Когда к ней приходили врачи, разговор прерывался.
– Клавдия Ивановна не говорила о своих болячках, в основном о планах – например, дать большой сольный концерт на главной в то время эстрадной площадке страны – Колонном зале Дома Союзов.
Дуня оказался Дунаевским
Клавдия Ивановна рассказывала, как в 17 лет под новый 1923 год она отправилась на прослушивание в Харьковский театр драмы под руководством Николая Синельникова и исполнила там «Распрягайте, хлопцы, коней».
– Аккомпанировал ей молодой человек с наметившимися залысинами, которого Синельников называл Дуней. Когда после успешного прослушивания он пошёл проводить девушку к выходу, она спросила: «А почему у вас такое странное имя – Дуня?». «Так меня называют друзья, – с улыбкой ответил аккомпаниатор. – А зовут меня Дунаевский Исаак», – вспоминает Александр Смольников рассказ певицы.
Потом жизнь не раз сводила Шульженко с Дунаевским.
Дебют в Москве
На московской сцене дебют Клавдии Шульженко состоялся в январе 1929 года.
– Клавдия Ивановна упоминала, что имя её тогда скромно занимало полстранички на афише. На сцену «Мюзик-холла» она вышла в строгом черном платье с золотистым пояском и исполнила песню «Красный мак» на сюжет популярного в те годы первого советского балета. Публика оценила искренность её исполнения и встретила благосклонно, – рассказывает Александр Смольников.
Самый высокий гонорар
С началом Великой Отечественной войны Клавдия Шульженко стала солисткой и одним из руководителей Фронтового джаз-ансамбля. Артистка оказалась в осаждённом Ленинграде и за время блокады дала более 500 концертов, в том числе на передовой.
– Успех песни «Синий платочек» был необычайным, Клавдия Ивановна говорила, что она исполняла её в каждом концерте. Порой её просили продиктовать слова песни, и она никогда не отказывала, – продолжает Александр Смольников.
Как-то певица выступала на оборонном заводе. Проходя в цех, она увидела в кабинете заводского комитета приготовленный для рабочих ужин – тоненькие ломтики блокадного хлеба и на каждом по одной шпротинке. После концерта её и музыкантов пригласили на ужин: от каждого кусочка хлеба и шпротинки чуть-чуть отрезали, чтобы угостить артистов. Клавдия Ивановна потом говорила, что это был самый высокий гонорар за всю её жизнь.
– На мой вопрос как сегодня живётся певице, она ответила словами из песни: «Когда вы спросите меня, как я живу на склоне лет. Отвечу: я полна огня…».