Москва. Северный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 24 Мар 2023 в 18:00 | Текст: Алексей Туманов

Кем был пилот Нестеров, в честь которого назвали улицу в районе Аэропорт

Кем был пилот Нестеров, в честь которого назвали улицу в районе Аэропорт
Петр Нестеров в рабочем кабинете. Архивное фото предоставлено ЦДАиК ДОСААФ РФ

В районе Аэропорт есть улица Пилота Нестерова. Она названа в честь русского лётчика Петра Нестерова, известного всему миру как основоположник высшего пилотажа, а мёртвая петля, выполненная им, осталась в истории как петля Нестерова. О судьбе пилота рассказала начальник Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России Юлия Сигорская.

 

Женился на дочери крестьянина

Будущий ас родился в 1887 году в Нижнем Новгороде и после окончания кадетского корпуса и Михайловского артиллерийского училища в Санкт-Петербурге отправился служить во Владивосток.

— Пётр Николаевич как отличник мог бы выбрать другой регион, — рассказывает Юлия Сигорская. — Многие исследователи связывают его выбор с финансовыми проблемами: жить на Дальнем Востоке было дешевле. Однако есть версия, что дело тут в другом. Его супруга Надежда — он к тому времени женился — была дочерью крестьянина, хоть и получила прекрасное воспитание и образование, и на брак дворянина и крестьянки в столицах смотрели косо. О полётах тогда речи не шло: три года Нестеров служил в артиллерийской бригаде.

 

Рекорд за рекордом

На Дальнем Востоке Нестеров впервые поднялся в небо на аэростате. И тогда же у него возникла идея: аэростат можно использовать для корректировки артиллерийского огня. Что он, собственно, и воплотил в жизнь, сделав по приземлении необходимые расчёты. Так и началось увлечение небом.

— Потом была Гатчинская школа воздухоплавания, — рассказывает Юлия Сигорская. — И там летом 1912 года Нестеров установил свой первый рекорд: совершил беспосадочный перелёт на аэростате из Петербурга в посёлок Обозерский Архангельской области — 750 вёрст, — поднявшись на высоту 1500 метров. Так далеко и высоко одновременно ещё никто в России не летал.

А в 1914 году Пётр Нестеров отправился из Киева в Одессу, и этот перелёт всколыхнул всю авиационную общественность, потому что был невозможен в принципе. Запас хода у аэроплана «Ньюпор», на котором поднимался в небо пилот, 300 км, скорость — 100 км/ч. А до Одессы — 450 км! Но Нестеров вопреки всему долетел до Одессы за 3 часа 9 минут. Никакой магии, чистый расчёт: он выбрал для полёта день, когда дул сильный попутный южный ветер.

Нестеров очень любил кино. И первым в мире додумался соединить авиацию и кинематограф. Он организовал перелёт, во время которого не только пилотировал самолёт, но и лично снимал места, над которыми пролетал. Это была первая в истории мировой авиации воздушная киноразведка.

 

Фото с детьми на память

— Идея о выполнении мёртвой петли зародилась у Нестерова ещё в период обучения в Гатчине, — рассказывает Юлия Сигорская. — Но ему долго запрещали выполнять эту фигуру: считали слишком опасной.

Однако Нестеров представил начальству все расчёты, получил разрешение и в 1913 году над Сырецким аэродромом в Киеве выполнил задуманное. Однако пилот вовсе не был безбашенным удальцом и перед выполнением петли сильно волновался. За несколько дней до полёта он попросил жену приодеть детей, Петю и Риту, и все отправились в фотоателье, где и сделали снимок. Сам пилот сказал: «Если что, будет память обо мне».

 

Воздушный таран

С началом Первой мировой войны Нестеров отправился на фронт, совершил 28 вылетов: в основном с целью разведки, но осваивал и бомбометание. Австрийское командование даже пообещало крупную денежную премию тому, кто собьёт аэроплан Нестерова. В один из дней отважный пилот увидел с земли в небе вражеский самолёт.

«Штабс-капитан, услышав гул австрийского самолёта, выскочил из своей палатки, и, как был в одних чулках, забрался в самолёт, и полетел на врага, даже не привязав себя ремнями к сиденью», — писал в мемуарах генерал-квартирмейстер штаба 3-й армии Михаил Бонч-Бруевич.

Нестеров вовсе не собирался умирать. Он действительно до этого обосновывал возможность воздушного тарана, предполагал, что мотор может быть повреждён, но за этим не должна следовать гибель атакующего. Пилот специально тренировался сажать самолёт с неработающим мотором. Вероятно, он планировал ударить шасси по крылу вражеского аэроплана, но промахнулся, попал в фюзеляж. Удар был сильнейший, и лётчик, видимо, потерял сознание. Петру Нестерову, заложившему основы высшего пилотажа, впервые в истории применившему воздушный таран, было всего 27 лет.

 

Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России в рамках проекта «От плёнки к цифре: забытые фрагменты авиационно-космической истории» оцифровал киносъёмку перелёта Нестерова из Киева в Нежин. Это стало возможным благодаря конкурсу грантов мэра Москвы. Дата кинопоказа будет опубликована в соцсетях ЦДАиК vk.com/aviacosmosdom

Читайте также

Константин Мельников в детстве гонял коров в Лихоборах

Жизнь знаменитого архитектора неразрывно связана с современным Севером Москвы

18 Окт 2024 в 18:00

В Коптеве может появиться железнодорожный музей

В РЖД рассказали, в каких вагонах ездили маршалы и генсеки

06 Авг 2024 в 18:00

Несколько историй из жизни села Головино

Почему новый храм на Кронштадтском бульваре ведет свою историю с конца 19 века

30 Июл 2024 в 12:39

Страсти в Петровско-Разумовском

Как граф у князя жену в карты выиграл

29 Июл 2024 в 18:00