Фильмы Карена Шахназарова знают россияне всех поколений. Старшее помнит и любит его за снятую почти 30 лет назад картину «Мы из джаза», а также «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер». Люди среднего возраста видели его «Американскую дочь» и «Палату №6», а сравнительно недавно вышли его «Белый тигр» и «Анна Каренина. История Вронского». Но кинорежиссёр, отметив 70-летие, не собирается почивать на лаврах: он работает над новой кинолентой, продолжает руководить киноконцерном «Мосфильм».
Гиляровский и Конан Дойл
– Карен Георгиевич, расскажите о предстоящей работе: что это будет за фильм?
– Рабочее название картины «Хитровка». Так назывался один из самых злачных и опасных районов Москвы начала XX века, который прекрасно описывал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи». Сценарий я написал с двумя молодыми сценаристками, как раз по мотивам рассказов этого писателя, и мы включили туда мотивы рассказов Конан Дойла. Получился такой комический детектив или даже триллер. Главные действующие лица – Владимир Гиляровский и Константин Станиславский.
– Кто исполняет главные роли?
– На роль Гиляровского утверждён Михаил Пореченков, а на роль Станиславского – Константин Крюков. Хотелось бы сказать, что для меня кинопробы всегда – важный процесс, и длится он очень долго. А на этой картине они были какие-то нереально длинные, и пришло много актёров, в основном молодые и среднего возраста – новое поколение. Понятно, что я кого-то утвердил, а кого-то – нет. Но в целом, уровень у них у всех был очень высокий.
Шанс для кино
– Сейчас из российского проката ушли почти все иностранные фильмы. Нашему кино это даёт больше шансов?
– Я всегда был сторонником ограничения иностранного присутствия на нашем кинорынке. Это хороший шанс, но весь вопрос в том, как мы им воспользуемся. Нам надо нарастить количество производимых фильмов. Вот телевидение, кстати, в этом плане работает довольно успешно: и Первый канал, и «Россия» производят большое количество качественных сериалов. У нас на телевидении практически нет иностранных сериалов.
– Многие считают, что в нашем кинематографе практически нет детского кино…
– Для детского кино важна государственная поддержка. В Советском Союзе детское кино – это была целая отрасль. Была построена целая киностудия имени Горького, которая успешно снимала детское кино всех жанров. Воспитывались режиссёры, сценаристы. Были и детские кинофестивали, и свои призы, и даже госпремии. То есть, были стимулы, чтобы режиссёр не просто сделал одну детскую картину, а остался в этом кино. У нас сегодня такого практически нет. Мне скажи – я, наверное, не взялся бы делать детскую картину. Этому надо учиться, и это надо понимать.
Правило четырёх сцен
– Есть работы, какими вы особо гордитесь?
– У меня довольно разные картины и, конечно, понятно, что и на мой взгляд какие-то – сильнее, какие-то – слабее. Но я даже не по фильмам сейчас больше вспоминаю свою кинобиографию, а по сценам, которые мне удались или нет. У меня был и есть кумир – Федерико Феллини. Он как-то написал: «Если в фильме есть четыре хорошие сцены, то это хороший фильм». И он невероятно прав! Потому что сделать хорошую сцену очень сложно. Ты порой смотришь фильм – и потом начинаешь анализировать, и понимаешь, что сцен, которые были бы хорошими, несли какую-то образность, смысл, особую эмоцию – их нет… Свои картины я не пересматриваю, но вспоминаю по сценам. Однако рассказывать об этом зрителю ни к чему. Я достаточно самокритичен и думаю, что у меня есть картины, где у меня нет хороших сцен, как я считаю… Но есть и те, где и больше четырёх хороших сцен…