В Левобережном районе снимали несколько десятков фильмов. О том, где именно располагались киноплощадки самых известных из них, рассказал историк и краевед с Авангардной улицы Александр Поляков.
С видом на воду
Одно из самых популярных мест для киносъёмок в Москве в XX веке – Северный речной вокзал. Он запечатлен в кинолентах «Волга-Волга» (1938) Григория Александрова, «Судьба резидента» (1970) Вениамина Дормана, «Горожане» (1975) Владимира Рогового, «По семейным обстоятельствам» (1977) Алексея Коренева, «Гонки по вертикали» (1983) Александра Муратова, «ДМБ» (2000) Романа Качанова и других.
– Северный речной вокзал возводили с размахом, чтобы наглядно воплотить в жизнь слоган «Москва – порт пяти морей», поэтому неудивительно, что съёмки там начались в том же 1937 году, как только строительство было завершено, – рассказывает Александр Поляков. – По сюжету, герои фильма «Волга-Волга» плывут на пароходе в Москву на конкурс-олимпиаду самодеятельности. Для съёмок их прибытия на фасад здания Речного вокзала повесили лозунги «Привет делегатам олимпиады». В кадре можно увидеть широкую лестницу. Именно по ней начальник управления мелкой кустарной промышленности Бывалов тащит на концерт руководителя одного из ансамблей самодеятельности Дуню, которую сыграла Любовь Орлова. Потом на крыше-террасе здания хор поёт песню про Волгу, и Дуня получает свой заслуженный приз.
Кстати, на этой же самой крыше-террасе обедали и обсуждали русскую баню два немецких шпиона из «Судьбы резидента». А ещё объяснялись в любви герои фильма «По семейным обстоятельствам».
– Там по сюжету располагался ресторан в стиле ар-деко, где Рожден – друг молодости Изольды Тихоновны клялся ей в любви и звал уехать на Кавказ, – рассказывает Александр.
Муж сыграл любовника
Неподалеку от Речного вокзала снимали одну из начальных сцен фильма «Ночной дозор» (2004) Тимура Бекмамбетова.
– Это сцена свидания жены главного героя Антона Городецкого с любовником, когда они катались на речном трамвайчике, – говорит Александр Поляков.
Со съёмками этого эпизода был связан интересный момент. О нём потом рассказывал продюсер фильма Алексей Кубицкий:
– Жену Городецкого играла Маша Миронова. Мы решили, что такую красавицу у Антона Городецкого мог увести только иностранец. Позвали на роль иностранца издателя «Афиши» Эндрю Полсона. Позвонили ему по мобильному, объяснили, что нужно приехать на Речной вокзал. И вот в день съёмок мы его ждём, а его нет. Звоним по мобиле – он объясняет: «Я стою у Речного вокзала! Рядом гостиница, где шпиль». Мы понять ничего не можем – да нет тут гостиницы! Короче, выяснилось, что ждёт он нас у Речного вокзала в Питере, а не в Москве! А всё дело в том, что в первый наш разговор он находился в Питере и слова «Мы тут фильм снимаем» понял буквально. В результате единственный, кого мы смогли оперативно найти на замену, – это… муж Маши. Так настоящий супруг Мироновой увёл её у киношного.
Пельтцер и Лебедев – на фоне Ленинградки
На Беломорской улице рядом с кинотеатром «Нева» и у дома 112, корпус 4, на Ленинградском проспекте, режиссер Илья Фрэз снимал эпизоды детской музыкальной комедии «Приключения жёлтого чемоданчика» (1970).
– На Беломорской в кадр попали новостройки и остановка троллейбуса №9. А на обочине Ленинградского проспекта стоят герои фильма – бабушка Анна Петровна в исполнении Татьяны Пельтцер и детский врач, которого сыграл Евгений Лебедев, – говорит краевед.