Москва. Северный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 10 Мар 2023 в 17:10 | Текст: Галина ПОГОДИНА

Как создавались и как реставрировались легендарные панно со стадиона «Динамо»

Как создавались и как реставрировались легендарные панно со стадиона «Динамо»
Фото: Mos.ru

Отреставрированные исторические барельефы скульптора Сергея Меркурова, украшавшие стадион «Динамо», вновь могут бесплатно увидеть все желающие: они выставлены в торговой части комплекса «ВТБ Арена». В музейном уголке созданы условия, необходимые для сохранения барельефов: контролируются уровни освещения, температуры и влажности.

— Опыта такого совмещения в мире, пожалуй, нет, но тут сама история подсказала такой ход, — объяснил генеральный директор «ВТБ Арены» Андрей Лунтовский. — Рядом размещены стенды, где детально рассказана история этих барельефов.

«Север столицы» рассказывает, как создавались и как реставрировались эти легендарные барельефы.

 

От 3 до 11 метров

Барельефы украшали портики Северной и Южной трибун стадиона «Динамо» с начала 1930-х. На одном из рельефов изображена игра в мяч, фигуры игроков скомпонованы в отдельные группы, у каждой группы свой мяч. Его считают более удачным по сюжету и исполнению. На втором большом рельефе, помимо нескольких групп спортивного вида мужчин, можно рассмотреть винтовку, танк, горн, коня. Высота каждого панно составляет 3 метра, а ширина — от 3 до 11 метров (боковые и центральные элементы), при этом толщина всего 4 см.

Автор барельефов — крупнейший советский скульптор-монументалист Сергей Меркуров, автор московских памятников Достоевскому и Тимирязеву, он же делал посмертную маску Ленина. Скульптор выполнил барельефы в полном соответствии с господствовавшей идеологией: они отражают связь спорта с повседневной жизнью советского гражданина. И выполнены не из дорогого камня, а из бетона на арматуре.

Мастерской такого большого размера в начале прошлого века не было, поэтому отливали барельефы под открытым небом. Сначала была изготовлена опалубка, в неё помещена железная арматура и залит цемент. После высыхания плит резьба велась непосредственно по раствору. Как рассказывали уже в наши дни реставраторы, именно поэтому авторский замысел «дополнили» застывшие следы ворон и уток, кусочки коры, сухая трава и даже фрагмент газеты.

 

Четыре года в ящиках

Плиты с изображениями демонтировали в 2011-м, перед началом реконструкции стадиона, и уложили в ящики. Ещё около четырёх лет они ждали начала реставрации. Правнук скульптора Антон Меркуров заявлял в те годы, что ему небезразлична судьба культурного наследия прадеда.

— Когда дело касается семейного наследия, я вынужден «вписаться» в эту историю, потому что это дело чести, — говорил Антон Меркуров, — как минимум проследить, чтобы всё было сделано законно, хорошо и красиво, чтобы все эти барельефы были должным образом отреставрированы и обрели новую жизнь. Если же их состояние окажется совсем плачевным, было бы целесообразно изготовить их копии, а оригиналы перенести в создающийся музей стадиона.

 

Восстановили авторский рисунок

Когда реставраторы мастерской «Наследие» приступили к работе, некоторые фрагменты были утрачены, некоторые раскрошены. Барельефы покрывал слой грязи и копоти толщиной более 2 см. Реставратор высшей категории, руководитель проекта Инна Пчёлова отмечала, что особенно сильно пострадали от погодных условий композиции Северного входа.

На территории стройки была создана мастерская, в которой в течение двух лет велась кропотливая работа. Почти сразу стало понятно, что даже после восстановления вернуть барельефы под открытое небо невозможно.

— Нам достались 126 ящиков с демонтированными частями, — рассказывает Инна Пчёлова. — Было много боя, который мы перебирали поштучно. Авторские фрагменты собирали по сантиметрам и даже миллиметрам. Под неоднократными цементными наслоениями обнаружился авторский рельефный рисунок. Сделанные с помощью 3D-сканирования картограммы содержали множество искажений и отсутствующих фрагментов. Вот, например, если сравнить со схемой этот фрагмент, — показывает Инна Пчёлова, — видно, что голова лошади нарисована неправильно, а вот этого кусочка нет ни на схеме, ни на фотографиях.

Авторский рисунок намного богаче и сложнее. Кстати, сам стадион после реконструкции украсили копии барельефов, выполненные из износостойкого материала — фибробетона.