Житель района Сокол Михаил Балан создаёт абстрактные скульптуры из экзотической древесины: эбенового дерева, макасара, палисандра, тика, махагона, дополняя их элементами из драгоценных металлов и камней, кости, стекла и кожи. Многие работы были созданы на чужих берегах: автор объездил немало стран. Сейчас 25 его работ можно бесплатно увидеть на персональной выставке «Дхьяна. Глубокое сосредоточение» в галерее в ГУМе.
Началось с Пушкина
Михаил — житель Сокола в третьем поколении.
— Здесь жили мои бабушка с дедушкой, папа с мамой. Дедушка был известным в районе человеком, начальником паспортного стола, а папа любил заниматься камнями — от него, вероятно, у меня и любовь к природным материалам, — рассказывает он.
Художник с улыбкой вспоминает, что свою первую «скульптуру» он вылепил из глины почти полвека назад.
— Источником вдохновения послужила сказка Пушкина «О попе и о работнике его Балде», которую мне прочитали в детстве, — говорит он. — Больше всего мне почему-то понравился поп, Толоконный лоб: я его сделал таким толстеньким, кругленьким. Разрисовал. И получил первый восторженный отклик от «зрителей» — родителей.
Шедевр был оценён, и в семь лет маленького Мишу отправили учиться в художественную школу. Когда он вырос, то после армии поступил на юридический факультет, но понял, что это не его, и стал реставратором по дереву. Несколько лет Михаил восстанавливал храмы, как в России, так и в Европе, и даже преподавал детям резьбу в Доме культуры. А вскоре ушёл в самостоятельное плавание: его увлекли творчество и путешествия.
Представлен королю
Михаил называет себя путешественником со стажем, но подчёркивает, что подсчёт странам не ведёт.
— Более семи лет я жил на Бали, в Убуде, изучая местный колорит, создавая работы из редких местных пород дерева, познавая их природу и свойства. Я был представлен королю и при его поддержке открыл на Бали свою галерею. 17 лет прожил в Индии, объездил буквально всю Юго-Восточную Азию, встречался с далай-ламой, — отмечает он.
Не всё давалось легко. Особенно долго в Азии Михаилу пришлось привыкать к змеям, среди которых есть очень ядовитые.
— Они в Азии везде, в сезон дождей особенно. Входишь в помещение — постучи по кондиционеру: там тепло, сухо и змеи обожают в них прятаться. Местные к этому относятся просто, но я в первое время очень дёргался. А в Индонезии я переболел лихорадкой денге — лежал с температурой 40-41, которая ничем не сбивалась, лечили листьями папайи. Мне потом сказали, что европейцы дважды эту болезнь не переносят. Поэтому из страны пришлось уехать, — говорит скульптор.
В последние годы Михаил путешествовал по Мексике и еле вернулся, когда стали отключать российские платёжные карты, — успел купить билет на родину в последнюю минуту.
Самое дорогое в мире
Во всех странах и экзотических местах мира Михаил создавал свои произведения из местных природных материалов.
— Например, работа «Баланс» — из лианы родом из Бали, — показывает он. — На их поиски была отправлена настоящая экспедиция: местные жители находили для меня самые живописные коряги, и я их отбирал по фотографиям. А эта серия работ — из самого дорогого в мире дерева гахару, которое ещё называют алойным, или агаровым. Его цена порой достигает 20 тысяч долларов за килограмм! Каждый миллиметр такой древесины с тысячелетней историей прекрасен, как складки земной коры в вулканических ландшафтах. Масло гахару обладает уникальным свойством: то, что им пропитано, не гниёт сотни лет. Мне корни гахару выкапывали из-под земли и с высокого разрешения брата короля Бали доставляли в мою мастерскую. А эти скульптуры, вы не поверите, из берёзы! Её тоже можно подать очень неординарно. Например, эта скульптура «Офицер» на выставке стоит на фоне окна с видом на Кремль. Очень символично!