Генерал-майор авиации, житель дома на Новопесчаной улице Сергей Муха недавно отметил юбилей. По случаю 95-летия Сергей Сергеевич принимал гостей в парадном кителе — вся грудь в орденах. Сергей Муха сыграл важную роль в развитии отечественной авиации. Кроме того, по его инициативе был создан ныне не существующий, но всё же легендарный музей авиатехники на Ходынском поле.
Добровольцем не взяли
В годы войны Сергей с матерью и младшим братом пережил оккупацию в родном селе в Днепропетровской области. Когда фашисты отступали, выжигали огнемётами дома. Семья спаслась в овраге. Пылающие хаты и теперь стоят у него перед глазами. В феврале 1945-го в дом пришла похоронка: погиб старший брат. Сергею тогда было 17 лет.
— Я побежал в военкомат, чтобы пойти добровольцем: хотел отомстить за брата, — вспоминает Сергей Сергеевич. — Но молодых берегли: на фронт не взяли, предложили идти в Днепропетровскую военно-воздушную спецшколу. Я поступил и окончил её с золотой медалью. Затем направили в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.
В 1950-х началась эпоха реактивных самолётов. Сергей Муха стал военноавиационным инженером: организовывал эксплуатацию, испытания, техническое обслуживание самолётов. Был той ниточкой, что связывала научную мысль конструкторских бюро с экипажами, поднимающими с военного аэродрома в подмосковной Кубинке машины в небо.
— Первые самолёты оставались «сырыми». Налёт у лётчиков был небольшой, — вспоминает ветеран. — В 1967 году после длительного перерыва Никита Хрущёв к 50-летию Октябрьской революции приказал провести воздушный парад. А недоделок миллионы. С ног сбились, чтобы к нему подготовиться. Провели с большими усилиями, но свою мощь миру показали.
Гибель из-за ручки
Одна из любимых машин — МиГ-25. Сверхзвуковой истребитель развивал немыслимую для конца шестидесятых скорость до 3 тысяч км в час. В семидесятых Александр Федотов на нём побил мировой рекорд высоты полёта — 37 650 метров. Всего же на само лёте установили почти 30 рекордов. На таком МиГ-25 Виктор Беленко совершил перелёт в Японию, где передал иностранцам самолёт с секретным оборудованием.
«Мерзавец ещё тот», — не стесняется в выражениях наш герой.
Случались и трагедии. Вот одна из них: самолёт упал, лётчик погиб. Установили, что причина в обычной перьевой ручке: во время выполнения фигуры высшего пилотажа у лётчика отлетел от ручки и выпал из кармана колпачок, попав в небольшое отверстие между штурвалом и полом. Руль заклинило — самолёт разбился. С тех пор пилотам запретили брать в полёт ручки.
Возвращаясь со службы или из командировок, Сергей Муха о чёрных ящиках дома не рассказывал: зачем тревожить жену и сына? Но об одной не мог не сказать. Гибель Юрия Гагарина была у всех на слуху. Сергей Сергеевич выезжал на место мартовской катастрофы 1968 года. Собрано 29 томов отчётов, но вопрос: «Почему Гагарин и Серёгин разбились?» — он задаёт себе до сих пор.
Служил в Сирии
Звание генерала Сергей Сергеевич получил в Сирии, где был советником главнокомандующего ВВС. Там он был дважды — в 70-х и 80-х годах прошлого века. Поощрить полковника запросило у советского руководства сирийское командование — это уникальный случай присвоения воинского звания советскому человеку, исполняющему долг за рубежом. В 1980-х годах был заместителем командующего авиацией Московского военного округа. В подчинении находилось 160 авиационных заводов!
Когда ушёл в отставку, загорелся идеей создать музей военной авиации. Со всех советских республик в Кубинку прилетали самолёты, их разбирали и доставляли по частям на Ходынское поле, где собрали под открытым небом более 60 действующих самолётов и вертолётов. Многие помнят эту достопримечательность Северного округа. Постепенно техника ветшала, а когда началась застройка бывшего аэродрома, её развезли по частным музеям и коллекциям.