Москва. Северный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 31 Янв 2023 в 18:23 | Текст: Сергей Благодаров

Двор МАДИ украшает «полуторка» с Дороги Жизни

Двор МАДИ украшает «полуторка» с Дороги Жизни
Фото из архива редакции

Двор МАДИ украшает «полуторка» с Дороги Жизни

 

Поздним вечером я мчался по Ленинградскому проспекту. В открытое окно автомобиля вливался свежий мрак. У метро «Аэропорт» стал притормаживать, ища стоянку. Нашел у МАДИ — Московского автомобильно-дорожного института. И где, как не здесь, задуматься о том, почему у нас до сих пор нет отечественного автомобиля мирового уровня. В то время как российские атомные ледоколы бьют дорогу в Арктике, а российские космические корабли выводят на орбиту Земли спутники…

Примерно так рассуждал я, глядя на памятник во дворе Автодорожного института. Бронзовый студент, опираясь ногой на автомобильное колесо, глядит на фронтовой грузовик. Он возвышается на бревенчатом помосте, напоминающем накат фронтовой землянки. Этот ГАЗ-АА — знаменитая полуторка, во многом вывезшая на своих железных плечах бремя Великой Отечественной войны.

 

Легенда СССР

Полуторка — первый массовый грузовой автомобиль СССР. На ней держалось народное хозяйство Советского Союза. Выпускалась машина с 1932-го по 1950 год. На эту фронтовую полуторку, стоящую во дворе МАДИ, невозможно смотреть с сухим сердцем. Это подлинный автомобиль, поднятый со дна Ладожского озера. На его бортах следы пуль. На этой машине из блокадного Ленинграда вывозили людей. В первую очередь детей. Под пулями, бомбами. А в осаждённый город везли грузы, прежде всего муку. Мы помним эти 125 граммов хлеба — суточная норма блокадного Ленинграда.

Автомобилем, сделавшим по «Дороге жизни» не один рейс, гордятся и будут гордиться внуки внуков. Нет, ну сами подумайте, а как же может быть иначе?!

 

Ценники — космос

Сейчас другое время. Исчезли полуторки. Прошли и те времена, когда на заграничных автомобилях ездили лишь Брежнев с Высоцким, и те, когда я с восторгом дикаря смотрел на иномарки, привезённые в Россию. В стране заработали заводы, выпускающие мировые бренды — «Мерседес», «Тойота», «Рено», «Форд»… Пока они ушли из нашей страны. Я объехал несколько крупных автосалонов Москвы. Цены на автомобили взлетели кратно. Доступная ещё вчера «Киа» — от 3 млн рублей. «Мицубиси» — 4. «Ниссан», «Тойота» — 5 миллионов. «БМВ» — до 15. По крайней мере такие цены в салонах, где я был.

Даже на «китайцев» задрали ценники до 5 млн рублей. Хотя китайские автомобили делают на заводе в Тульской области. Они освобождены от пошлин, таможенных сборов. Самый распространённый в России китайский Haval в Поднебесной стоит в три раза дешевле, чем в нашей стране.

— У нас «физики» — физические лица — вообще практически не берут. Только организации. Да и то в лизинг, в кредит. — Менеджер автосалона «Пежо» отчаянно, как дог, зевнул.

Покупателей в салонах нет. Я бродил один. То же — в громадном соседнем автосалоне.

— Берите, последняя «Тойота» осталась, — ткнул продавец пальцем в автомобиль. — Всего пять миллионов.

— Всего? Дешевле что-нибудь есть?

— Видите, кругом одни «китайцы», — повёл рукой, как сеятель, по безлюдному салону менеджер.

При этом фыркнул, причём с таким звуком, который, казалось, идёт от самых его подошв. Я не встречал человека, который бы так замечательно фыркал из обоих «стволов». Но ирония понятна.

— «Жигули» есть? — спрашиваю. — Раньше на вашем месте был крупнейший в Москве центр по продаже «Жигулей».

— Как из АвтоВАЗа ушёл «Рено», они пытаются наладить производство на отечественных деталях. Выпускают упрощённую «Ниву» и «Гранту». Правда, цена — около 2 миллионов, — говорит продавец.

Почему бы не повторить на новом уровне? Москва налаживает выпуск нового «Москвича». Я уверен, что будут ещё звёздные часы России. В конце концов смогли же мы в прошлом наладить с нуля массовый выпуск «Жигулей». Было массовое производство «Волг», «Москвичей». Почему бы не сделать этого сегодня? Уже на новом уровне.

…Так размышлял я во дворе МАДИ, глядя на фронтовую полуторку. Вечерело. У фронтовой машины вдруг зажглись фары. Свет ударил в сторону Ленинградского проспекта, как бы освещая нашу общую будущую дорогу. Надеюсь, она будет счастливой.

Читайте также

Константин Мельников в детстве гонял коров в Лихоборах

Жизнь знаменитого архитектора неразрывно связана с современным Севером Москвы

18 Окт 2024 в 18:00

В Коптеве может появиться железнодорожный музей

В РЖД рассказали, в каких вагонах ездили маршалы и генсеки

06 Авг 2024 в 18:00

Несколько историй из жизни села Головино

Почему новый храм на Кронштадтском бульваре ведет свою историю с конца 19 века

30 Июл 2024 в 12:39

Страсти в Петровско-Разумовском

Как граф у князя жену в карты выиграл

29 Июл 2024 в 18:00