Водители Департамента ГОЧСиПБ отмечают профессиональный праздник.
Специалисты подведомственных Департаменту по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы учреждений — Московского авиационного центра, столичной Системы 112, Пожарно-спасательного центра Москвы и Производственно-технического центра пожарной и аварийно-спасательной техники — рассказали, какими видами транспорта управляют, какой профессиональный путь прошли, что считают самым важным в своей работе и какие традиции соблюдают.
33 «богатыря» транспортного отдела Системы 112
«Машины — это «ноги» всей организации», — говорит Александр Деменко, начальник транспортного отдела филиала Системы 112 — Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения.
Александр — один из самых опытных автомобилистов подразделения. Водительские права он получил в далеком 1992 году. А в 2001-м уже управлял автопарком из 120 машин, которые находились не только в Москве, но и в других регионах нашей страны — от Калининграда до Владивостока. До прихода в Систему 112 Александр Деменко возглавлял автопарки в четырех коммерческих и одной государственной организациях. В них были автобусы, легковые и грузовые автомобили.
«Мне кажется, это мечта каждого мальчишки — возиться с машинками. В начале своего жизненного пути я был автомехаником. Начинал с работы руками. Сейчас моя деятельность только на тридцать процентов состоит из непосредственной работы с автомобилями. Все остальное — взаимодействие с людьми», — делится Александр.
Сейчас он, словно Черномор, отвечает за 33-х «богатырей»-водителей, одного ведущего механика и двух человек административно-управленческого персонала транспортного отдела.
Несколько автомобилей находятся в каждом административном округе на производственных участках, отвечающих за техническое обслуживание систем охранно-пожарных сигнализаций в учебных заведениях столицы, и пять машин — на участке № 11, занимающемся перезарядкой огнетушителей.
Есть в транспортном отделе Системы 112 и водители Аварийно-диспетчерского участка Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения. Они работают в сменном режиме по 12 часов и готовы выехать на объект в любое время суток.
Перевозку операторов Службы 112 Москвы осуществляет водитель специального автобуса. Это одна из самых ответственных задач, так как специалист обеспечивает безопасность порядка 20 пассажиров. Эту работу доверили водителю с 37-летним стажем Евгению Байдину. Он трудится в структуре Системы 112 со дня основания учреждения.
«Рабочий день водителя начинается рано — он прибывает на одну из точек базирования автомобилей и проходит обязательный медицинский осмотр. После этого настает черед «железного коня». Полностью проверяем техническое состояние машины: горят ли лампочки, работают ли щетки стеклоочистителя, все ли открывается, корректно ли запускается двигатель, исправно ли работает тормозная система. По итогу осмотра ставится отметка в путевом листе, и водитель выходит на линию для выполнения своих задач. Точно такие же процедуры необходимо пройти и в конце дня», — рассказывает начальник транспортного отдела.
Один раз в несколько тысяч километров пробега водитель обязан посетить сервисный центр, провести диагностику и обязательную замену масла.
На безопасность участников дорожного движения влияет множество разных факторов, в том числе знание правил. Поэтому водители транспортного отдела Системы 112 постоянно актуализируют свои знания. Они проходят инструктажи: обязательные каждые полгода, специальные — при внесении корректировок в законодательство — и сезонные.
«Важно следить за изменениями в транспортной инфраструктуре Москвы. Они происходят буквально каждый день: какая-то дорога стала односторонней, другая двусторонней, открылось новое направление, изменилась разметка и так далее», — объясняет Александр Деменко.
Как и у представителей любой сферы деятельности, у водителей есть свои профессиональные традиции.
«Например, для нас нет слова «последний». Только «крайний» рейс. Моя личная традиция: я никогда никому не говорю «до свидания». Только: «До связи, будь аккуратнее», — улыбается начальник транспортного цеха Системы 112.
Доставляет коллег и заправляет вертолеты экстренной авиации
В автоколонне Московского авиационного центра трудятся около 40 сотрудников. Они эксплуатируют 68 единиц техники, включая аварийно-спасательные машины, аэродромную технику, автобусы, легковые автомобили, подвижный пункт управления полетами, а также обеспечивают работу 20 видов профессионального оборудования.
Один из специалистов автоколонны — водитель Роман Богатырев. Он работает в авиацентре с 2019 года, а его общий стаж за рулем составляет более 20 лет.
«Мой дедушка был механиком и автослесарем. Я часто гостил у него в деревне, проводил там школьные каникулы. Мне нравилось прибегать к деду на работу. Там был автопарк, включавший практически все сельскохозяйственные машины. Когда мне было 6 лет, мы с дедом сами собрали трактор и долгое время использовали его. Это стало одним из самых ярких детских воспоминаний. С того времени и началась моя любовь к технике», — признался водитель.
После окончания школы Роман пошел по стопам дедушки: закончил Московский областной государственный колледж по специальности автомеханик. Получив диплом, специалист стал работать водителем.
Сегодня Роман Богатырев имеет допуски к управлению практически любой техникой.
«Чаще всего я дежурю на подвижном пункте управления авиацентра, вожу служебные автобусы, а недавно получил допуск на топливозаправщик — машину, которая обеспечивает горючим вертолеты в отдалении от аэродрома», — рассказал специалист.
Как отмечает Роман, на подвижном пункте управления сотрудники автоколонны дежурят круглосуточно и, в случае необходимости, выезжают на пожар и другие происшествия. Пункт оснащен специальным оборудованием: средствами радиосвязи, объективного контроля, видео, метео и светотехническим снаряжением, которые используются во время авиационных работ.
«Особенно запоминающимся для меня стало тушение пожара на складах в 2022 году. Мы дежурили на подвижном пункте управления сменами, а сама ликвидация длилась несколько дней. Ехали туда быстро! Ведь нам необходимо оказаться на месте происшествия еще до вылета вертолета. Нужно очень быстро и при этом аккуратно добраться до нужной точки, поставить машину в удобном для работы оперативной группы месте, развернуть оборудование», — прокомментировал Роман Богатырев.
Специалист отмечает, что водители Московского авиацентра постоянно осваивают новые виды техники. Так, например, Роман имеет допуск на специальную машину УМП-350, с помощью которой в вертолет по рукавам подается горячий воздух температурой 85 градусов Цельсия. Используется эта техника для обогрева и просушки кабины в зимний период.
«Поработав в разных сферах, однозначно могу сказать, что в автоколонне авиацентра я нашел себя. Ведь здесь я выполняю важные и нужные задачи, вношу вклад в спасение человеческих жизней», — подытожил Роман Богатырев.
Успевает изучить столицу, находясь за рулем, и умеет диагностировать поломку
Для кого-то поездка за рулем — это профессиональная деятельность, для кого-то — удовольствие, для работника отряда специальной автомобильной техники Пожарно-спасательного центра Москвы Дмитрия Ковшова — это и то, и другое.
«Мне нравится моя работа: во время движения можно посмотреть Москву и пообщаться с разными людьми, — рассказывает Дмитрий. — Управляю автомобилем со спец сигналами. Оперативные выезды для меня не редкость. Мы спешим на помощь людям, а это значит, что надо быть особенно внимательным».
Ни для кого не секрет, что автомобиль является средством повышенной опасности, именно поэтому водителю нужно быть максимально сосредоточенным, готовым к реагированию на любую ситуацию.
«На дороге немало начинающих водителей, которые могут совершать ошибки во время вождения. Это нужно учитывать, — говорит Дмитрий Ковшов. — Опытный водитель — это не тот, кто умеет быстро ездить, а тот, кто более серьезно подходит к соблюдению правил, умеет выбирать правильную дистанцию, двигаться с оптимальной скоростью. Как говориться: крутить головой на 360 градусов. То есть постоянно оценивать ситуацию вокруг себя. Всем автомобилистам, в независимости от вашего стажа, хотел бы посоветовать время от времени освежать в памяти правила дорожного движения, быть более ответственными, не отвлекаться на мобильный телефон. И не забывать пропускать автомобили со специальными сигналами. Ведь когда они включены, люди спешат кому-то на помощь».
Дмитрий Ковшов уверен, что разбираться в устройстве автомобиля для водителя — жизненно необходимый навык. Ведь в дороге может произойти все, что угодно.
«Когда знаешь процессы, которые происходят при движении машины, у тебя есть возможность диагностировать неисправность заранее. Это очень важно, потому что, если упустить из вида какую-то мелкую деталь, это может привести к серьезным последствиям», — подчеркнул Дмитрий.
Специалист добавляет, что особенно аккуратным нужно быть, когда передвигаешься рядом с больницами, школами, детскими садами, по дворовым территориям, по трассам с большим потоком машин и дорогам, где возможен выход диких животных.
Заступая на смену, Дмитрий чувствует ответственность перед другими автовладельцами и, конечно, перед своей семьей: супругой Лидией и дочерьми Вероникой и Викторией.
На работе Дмитрий Ковшов — водитель оперативного автомобиля, а в свободное время он хоккеист и повар. Причем раньше сотрудник Пожарно-спасательного центра занимался приготовлением пищи профессионально, трудился на полевой кухне. Работу сменил, а навык остался. Дмитрий радует домашних вкусными блюдами, например, фирменными щами из квашеной капусты и грибами или кулинарными экспериментами — «русской версией» плова, где вместо восточных пряностей добавлены пережаренные помидоры.
Следит за машиной и постоянно совершенствует знания правил
Сергей Быченков — водитель Производственно-технического центра пожарной и аварийно-спасательной техники.
«В мои задачи входят поддержание работоспособности автомобиля, подача его на своевременные технические осмотры. Несу ответственность за жизни людей, поэтому безопасность во время движения на первом месте. Хотелось бы напомнить о том, что в любой машине всегда должны быть аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки и светоотражающий жилет. Слежу за этим и обновляю составляющие этого набора, когда возникает необходимость», — рассказывает Сергей.
На работе Сергею помогает знание дорог Москвы и кратчайших маршрутов до различных точек города. Это важно для доставки оперативных групп, ответственных дежурных специалистов и сотрудников окружного управления Департамента ГОЧСиПБ до места выполнения задач по обеспечению безопасности столицы и ее жителей.
«На дороге водитель может оказаться в разных ситуациях, поэтому я регулярно прохожу обучение по нормативным актам, касающимся изменений и дополнений в правилах дорожного движения. Также изучаю методы оказания первой помощи, способы предупреждения опасных происшествий. Главное, верно оценивать ситуацию, всегда соблюдать установленные правила и нормы. Так дороги будут безопасны для водителей и пешеходов», — резюмирует Сергей.
29 октября в России отмечается День водителя. От специалистов этой профессии напрямую зависит оперативность прибытия на место происшествия и проведения профилактической работы сотрудников Департамента ГОЧСиПБ и его подведомственных учреждений. Поздравляем всех водителей с праздником и желаем им, чтобы каждый выезд проходил легко и безопасно.