В апреле 2023 года в Московской городской поисково-спасательной службе на водных объектах появилось новое подразделение, имеющее особый статус — пожарно-спасательная станция «Павелецкая». Это единственное из 26 подразделений Службы, на оснащении которого находится многоцелевое пожарно-спасательное судно «Полковник Чернышёв».
Пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышёв» — уникальное и сложное инженерное сооружение, единственное в своем классе судов в центральной части России. Базируется он на пожарно-спасательной станции «Павелецкая» Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах. Сама станция расположена на двухэтажном дебаркадере на Павелецкой набережной, где работают спасатели и пожарные, обеспечивая безопасность горожан на Москве-реке.
Судно неспроста названо в честь легендарного пожарного Евгения Николаевича Чернышёва. Он лично участвовал в проектировании корабля совместно со специалистами Средне-Невского судостроительного завода. Именно он задумал его как многоцелевое по назначению и круглогодичное по использованию. Благодаря ему в пожарно-спасательном гарнизоне столицы появилось мощное, оснащенное современным пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательным оборудованием, надежными судовыми системами и механизмами плавсредство.
Тактические возможности «Полковника Чернышёва» позволяют ему принимать участие в тушении возможных пожаров на речных судах, плавучих и береговых объектах, а также проводить аварийно-спасательные и водолазные работы, ликвидацию аварийных разливов нефтепродуктов на акватории. Судно применяют для подачи больших объемов воды по пожарным рукавным линиям к месту пожара на берегу. Суммарно все его насосы могут выдавать 21 тонну воды в минуту, а 30-метровый корпус допускает движение по реке зимой при толщине сплошного льда в 10 сантиметров и при 20 сантиметрах колотого льда. Скорость хода в штатном режиме — не более 8 узлов, или 15 км/ч. Максимальная скорость судна может достигать 30 км/ч.
«Полковник Чернышёв» — это однокорпусный корабль с полубаком, двумя палубами и ходовой рубкой, расположенной в носовой части, жилым отсеком с каютами для экипажа, машинным отделением, в котором находятся 2 главных двигателя мощностью 551 кВт каждый, специальный отсеком под цистерны, кладовыми с водолазным снаряжением и помещением для пожарных гидрантов. На его мачте предусмотрено грозозащитное устройство. А для работы с пожарным и спасательным снаряжением, для подъема и спуска на воду спасательной шлюпки предусмотрен электрогидравлический кран-манипулятор.
Для тушения пожаров на судне установлены один кормовой и два носовых водно-пенных ствола производительностью 100 л/сек., а для защиты самого судна от теплового воздействия при тушении пожаров предусмотрена система водораспыления и водяных завес — это оросители вдоль бортов, а также у лафетных стволов и палубных механизмов. Дальность подачи воды или пенообразователя при тушении возможных пожаров может достигать 120 метров. Стволы управляются дистанционно из рулевой рубки.
С целью подачи воды для тушения пожаров на берегу у корабля находятся 8 пожарных гидрантов для подключения пожарных магистралей по 4 с каждого борта. Максимальная длина такой магистрали может достигать 400 метров.
Для выполнения работ по ликвидации аварийных разливов нефти на кормовом участке палубы расположено место для установки контейнеров с нефтесборным оборудованием и боновыми заграждениями.
Судно может также использоваться как площадка для обеспечения водолазных работ, для чего в корме предусмотрена съемная площадка с трапом. Также на судне находится телеуправляемый необитаемый подводный аппарат с интересным названием «Гном».
Из специального снабжения на судне находятся комплект ручных пожарных стволов, запас пожарных рукавов, аварийно-спасательного инструмента и гидравлического инструмента для работы под водой, оборудование для обеспечения работы водолазов, включая компрессор для закачки баллонов, пожарные и спасательные веревки, костюмы химзащиты и многое другое.
«Полковник» регулярно выходит на воду, чтобы экипаж мог совершенствовать свои умения и навыки в ходе плавания, изучать объекты акватории, проверять работоспособность и надежность судовых систем и механизмов.