На большой экран вышла масштабная военная драма «Воздух» режиссёра Алексея Германа-младшего. На пресс-конференции, посвящённой этому событию, генеральный продюсер фильма Константин Эрнст отметил, что картина выходит накануне 80-летия окончательного прорыва блокады Ленинграда. Это история про девочек, которые всего за несколько месяцев окончили лётные училища. Они были не в состоянии конкурировать в воздушном бою с немецкими асами. Но эти полёты позволяли отгонять немецкие самолёты от Дороги жизни по Ладоге. Подробнее о съёмках фильма рассказал режиссёр.
Уникальные технологии
— Алексей Алексеевич, почему вы решили снять такую картину?
— Тема авиации, тема Великой Отечественной войны — это история самопожертвования и огромного героизма. Великая Отечественная война коснулась каждой советской семьи. У меня дедушка погиб на фронте, другой дедушка вернулся домой с ранением. Когда мы начинали фильм, у нас было много опасений, страхов, желания и амбиций. С Леной Киселёвой мы долго делали сценарий, много раз его правили.
— Как удалось так правдоподобно снять воздушные бои?
— Долго и опасливо подходили к съёмкам воздушных боёв. Мы хотели сделать их так, чтобы не было стыдно и не уступало крупным иностранным проектам при бюджете кратно меньше. Очень долго придумывали технологию съёмок. Мы разработали высокотехнологичное специальное приспособление, которое поднимало полноразмерную модель самолёта на высоту порядка 10 метров. Самолёт мог дать крен, наклон, вибрацию, вращение, так что актёры по-настоящему ощущали себя пилотами. Кроме того, реальный воздушный бой сначала разыграли в небе лётчики ВВС.
Построили авиаполк
— Наверное, пришлось немало времени провести в архивах?
— Мы посмотрели огромное количество архивов. Нас интересовали не только истребители, лётные полки, схемы постройки самолётов, но и как шились лётные комбинезоны. Аутентичными были парашюты и даже нитки, для которых специально плели пряжу и потом ткали ткань. У нас было много консультантов, которые порой противоречили друг другу. Мы фактически построили истребительный авиационный полк 1941-1942 годов, где было 15- 20 самолётов, в том числе По-2, И-16, Ил-2. Сделали 12 самолётов Як-1Б.
Картину дотянули на зубах
— Известно, что съёмки картины надолго прерывались. С чем это связано?
— Мы на зубах дотянули эту картину, потому что всё мешало: погода, пандемия, инфляция после пандемии. Много сцен планировалось снять на замёрзшей Ладоге. К сожалению, зимой 2020 года лёд не встал вообще. Художник Лена Окопная построила пункты обогрева, создала атрибутику Дороги жизни, а льда не было, поэтому мы перешли на берег, и там нас настигли шторма, а потом ковид, и мы к концу марта остановились. Огромную группу, 300 человек, пришлось распустить. Через полтора года мы начали опять.
— Как формировался актёрский состав?
— Это заняло год. Хотелось какой-то подлинности, документальности лиц. Маленькие роли играли курсанты МВД, МЧС. Для некоторых массовых сцен отсматривали 1,5-2 тысячи человек и брали потом 50- 100. Многие роли — это дебюты: например, Кристина Лапшина играет одну из основных ролей в этом фильме. Мы её нашли в Омске, до этого она никогда не снималась в кино. Настю Талызину нашли через полгода поисков. Настя обладает невероятным мужеством. Когда мы снимали сцену Сталинградской битвы, она практически в зимнюю погоду два дня просидела в воронке от снаряда в грязной жиже, в промокшем лётном комбинезоне. Настя абсолютно верила в то, что делала. Когда она побежала в атаку, не заметила огромный танк КВ-2, который ехал справа. Слава богу, каскадёры вовремя подрулили. Елена Лядова героически восприняла, когда её героиню поджигали в самолёте и горячее масло попадало ей в лицо. Сергея Безрукова вращения в самолёте довели до давления 200. Но он при этом не выходил из роли, замечательно играл. Мы хотели сделать эмоциональное, честное, захватывающее кино. Конечно, было тяжело, но интересно.