Мужественный и обаятельный актёр Малого театра Алексей Фаддеев снялся в шести десятках картин. Одна из последних работ — главная роль в фильме «Маскерад», который сейчас выходит на экраны. Фильм снят по мотивам пьесы Михаила Лермонтова «Маскарад» в жанре триллера и наверняка не оставит зрителей равнодушными. О съёмках в картине корреспондент «Севера столицы» поговорила по телефону с заслуженным артистом России после пресс-показа.
Говорить стихами сложно
— Алексей, режиссёр в вас сразу увидел Арбенина или же были многочисленные пробы?
— Режиссёр Михаил Шевчук мечтал реализовать этот проект много лет. Были разные решения, сначала хотели сделать Арбенина возрастным, лет шестидесяти, потом решили делать моложе. Продюсеров всё время что-то не устраивало. В итоге Миша мне позвонил сам, мы ведь знакомы много лет, с 1-го курса Театрального училища имени Щепкина. Я снимался в дебютном Мишином сериале «Сатисфакция» вместе с Александром Домогаровым. Потом, более 16 лет назад, — в сериале «Главный калибр», где и познакомился со своей будущей женой Глафирой Тархановой. Так что Миша сыграл важную роль в моей судьбе. Когда он предложил мне попробоваться на роль Арбенина, я немного обалдел: уж очень это было неожиданно. Тем не менее пробы сделали, и продюсеры согласились с моей кандидатурой.
— Герои картины произносят текст, написанный Лермонтовым в 1835 году, но звучит он очень современно. Наверное, этого непросто было добиться?
— Задача действительно была сложная. Произносить стихотворный материал на сцене для зрительного зала — это одно, а в кино совсем другое: там по-театральному играть нельзя. Нужно было стихотворную театральность нивелировать, поэтому были долгие репетиции, обсуждения. Мы сделали всё, чтобы произносить текст так, как будто бы это бытовая сцена, в которой люди просто разговаривают между собой.
— Вы уже это делали в картине Владимира Мирзоева «Борис Годунов».
— Спасибо, что напомнили. Да, там тоже был стихотворный текст, но роль была не такого объёма, как Арбенин. В «Маскераде» мой герой к тому же произносит огромные монологи. В кино это большая редкость и довольно трудновыполнимая задача.
Сам пел, сам фокусы показывал
— «Маскерад» неожиданно начинается с мощного рок-вступления, вы очень органично смотритесь в роли рок-музыканта. Вы с музыкой на ты с детства?
— С 10-11 лет я увлекаюсь рок-музыкой и вообще гитарной музыкой. Пробовал себя в каких-то группах, играл в том числе на барабанах. Вокалу специально не обучался, пою — как от природы дано. В фильме все песни исполняю сам.
— Арбенин — игрок. В кино фокусы с картами вы выполняли сами?
— Обращаться с картами меня учил очень крутой специалист из Петербурга, он всю жизнь посвятил картам, лауреат международных конкурсов. Игроков мне довольно часто приходилось играть, например Кречинского в Малом театре, но в жизни я не игровой человек, не картёжник. А в «Маскераде» пришлось столкнуться с необходимостью освоить карточные фокусы. Я был реально потрясён тем, что мой наставник делает с картами. Он раскинул передо мной колоду карт рубашками вверх и предложил мне, не подсматривая, разложить карты в две стопки — чёрные и красные. Я разложил. Там, где должны были лежать красные карты, лежали только красные, где чёрные — только чёрные. Вот как он это сделал?
Трюки выполнял сам
— В «Маскераде» вам ещё и каскадёрские трюки пришлось выполнять.
— Да, пришлось. Я и в яму падал сам, и на тросах летал — режиссёр же знал, что я всё это могу. Но я ни в коем случае не каскадёр, я просто артист, который может делать какие-то элементарные вещи: кувыркнуться, проехать на лошади. На заре туманной юности я соглашался поработать в каскадёрской группе, но никогда не делал сложных трюков, не падал с высоты, не горел. Но я всю жизнь дружу с каскадёрами, с большим уважением отношусь к этой профессии.
— Как поддерживаете физическую форму?
— В молодости я увлекался айкибудо. Но мне очень нравился бокс, и 11 лет назад я переключился на него. После картины «Скиф», для которой мне нужно было научиться ездить на лошади, я очень увлёкся выездкой. Полюбил конюшню, лошадей: видимо, сработали какие-то гены. У меня изначально не было никаких проблем с лошадьми, я просто сел и поехал. Приятно, что двое моих сыновей разделяют со мной это увлечение. А вот к автомобилям у меня нет никакой тяги. Я научился водить только потому, что это нужно для кино, и предпочитаю, чтобы все автомобильные трюки выполняли профессионалы. Зато Глафира у нас — большая автолюбительница, с удовольствием водит машину.
— В последнее время вы довольно много снимаетесь. А как к этому относятся в Малом театре, где вы служите уже более четверти века?
— В театре смотрят на это нормально, потому что все прекрасно понимают, что нужно зарабатывать деньги. А потом есть такое понятие, как артист, на которого приходят. Артист должен быть узнаваем, с этим ничего не поделаешь — это издержки профессии. В зале далеко не все театралы, большинство зрителей знают актёров благодаря телевидению. К тому же мой учитель и художественный руководитель Малого театра Юрий Мефодьевич Соломин, как вы прекрасно знаете, был советской кинозвездой и при этом всю жизнь проработал в Малом театре. Когда мне предстоит действительно большая работа, которая будет мешать репертуару, я отпрашиваюсь у Юрия Мефодьевича, он всегда относится к этому с пониманием. Когда я снимался в «Маскераде», я, отыграв спектакль, летал ночью в Симферополь, меня там встречал водитель и вёз три-четыре часа в Ялту. Спать 30-40 минут уже не было смысла, я просто собирался и ехал на съёмочную площадку. Снимался два дня и снова возвращался в Москву играть спектакль.
Дети сделают свой выбор
— У вас четверо сыновей. Они снимаются или, может быть, выходят уже на театральную сцену?
— Нет. У них своя жизнь, увлечения, характеры. Я считаю, что не моё дело, какие профессии они выберут. Глафира одно время брала в театр старшего сына Корнея, и он первым отказался. Я его пытался приобщить к спорту, но в пять-шесть лет он мне честно сказал, что никогда не будет спортсменом. Сейчас он пару раз в неделю ездит на тренировки, чтобы поддерживать форму. На это его сподвигла наша мама. Второй сын Ермолай, наоборот, с раннего детства заинтересовался спортом и попросил: «Пап, отведи меня туда, где нужно драться». Начал он с вольной борьбы, а сейчас ходит на самбо.
— С Глафирой вы познакомились на съёмках. А потом вам ещё приходилось сниматься вместе?
— Если честно, не больно-то и хотелось сниматься вместе. После сериала «Главный калибр» мы снялись в проекте «Бесы» режиссёра Валерия Ахадова. Глафира играла Лизу, а я Федьку Каторжного, но в кадре мы с ней не встретились. В мае прошлого года в четырёхсерийном проекте «Иду за тобой» мы играли мужа и жену. Может быть, я прослыву закомплексованным, зажатым человеком, но мне было сложновато признаваться в любви жене перед камерой.