Актёр Александр Песков снялся в 120 картинах, но его часто вспоминают по одной из первых работ: в фильме «Америкэн бой» он сыграл ветерана войны в Афганистане. С Александром удалось поговорить перед спектаклем в Театре Луны, где актёр служит уже 18 лет.
Пою эмоциями, смыслом
– Александр, как вам удаётся совмещать съёмки с игрой в театре?
– Я очень дисциплинированный человек и заранее предупреждаю о съёмках. Если мне в киногруппе сообщают, что у меня будут такие-то съёмочные дни, я об этом заблаговременно сообщаю в театре, чтобы на эти дни не ставили мои спектакли или репетиции. Заблаговременно это значит за полтора месяца. Если театр успел дать мне расписание до съёмок, то я свои спектакли не переношу, вторые составы не имею принципиально.
– Вы поющий актёр, и Театр Луны, наверное, интересен вам тем, что он с музыкальным уклоном?
– Мюзиклы на меня здесь никто не ставит, но если есть местечко в спектакле, подходящее по контексту, то я по сюжету что-то вкрапляю, придумываю, где можно вонзить свой вокализ. Профессионально я никогда голосом не занимался, с меня в этом смысле спрос небольшой. Но мюзикл драматического театра и должен отличаться от мюзиклов, которые играют в киноконцертном зале «Пушкинский», тем что тут надо петь эмоциями, смыслом. Считаю, что мне это дано. В Театр Луны меня пригласили, когда я дорабатывал девятый год в театре имени Пушкина. Туда пришёл другой режиссёр, и я знал, что мне это никакого роста не даст. А в Театре Луны мне предложили ввестись в два спектакля – «Путешествие дилетанта» и «Ночь нежна». В этом театре меня привлекает фантасмагоричность авторства и режиссуры.
– За что любите свою профессию?
– Как говорил Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». Мне с детства нравилось подражать кому-то из актёров, увиденных в кино, копировать кого-то, я рисовал себе усы, бороду, бакенбарды. Интересно же побывать тем, кем тебе не суждено стать или оказаться в обстоятельствах, которые никогда в жизни не придётся пережить.
«У фашизма нет национальности»
– Не так давно по телеэкранам прошёл сериал «По законам военного времени» с вашим участием. Чем запомнились съёмки?
– Если вы смотрели, то знаете, что я играл сотрудника СМЕРШ, который работал в освобождённой Пруссии. Съёмки проходили в Калининграде, Черняховске. В массовых сценах участвовало много жителей этих городов, очень приятно было видеть их заинтересованность. Эту роль я посвятил своему отцу и всем родственникам, которые сражались с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны. Отца призвали в армию в 1942 году, он неоднократно был ранен, в 1944 году ему ампутировали ногу. Все его младшие братья погибли на фронте. Такая же участь постигла маминых братьев.
– Сегодня снова приходится сражаться с нацистами…
– У фашизма нет национальности, он был в Италии при Муссолини, в Германии при Гитлере, сейчас Украина допустила на своей территории возрождение этой мерзости. Я русский человек, я горжусь своими предками, которые в очень сложных условиях отстояли нашу страну. Нужно сделать всё, чтобы поднявший голову фашизм, нацизм был побеждён.
Планы на жизнь изменил Игорь Старыгин
– Вам довелось сниматься в нескольких зарубежных картинах. Вам это что-то дало?
– Да, мне это помогло пережить лихие 90-е. Тогда очень мало людей ходило в театры, если в зрительном зале было менее 31 человека, то спектакли отменялись. Подспорьем было кооперативное кино и съёмки в таких картинах, как «Миротворец» с Джорджем Клуни, Николь Кидман и Александром Балуевым в главных ролях, «Смертельный поход», «Провокатор». Там прилично платили.
– В этот же период вы снялись в культовом фильме «Америкэн бой». Многие вас до сих пор узнают по этому фильму…
– На тот момент это была очень злободневная тема, фильм снимался как некое послесловие к афганской войне. Сценарий был основан на реальных событиях. В ту пору никакой компьютерной графики не было, и все трюки я выполнял сам. Мне было интересно сделать то же, что делали Чак Норис, Брюс Ли, Сильвестра Сталлоне. Я не хуже Ван Дамма сидел на шпагате с провисом на табуретках, я занимался на тот момент карате, боксом и всё это использовал в кино. Драки, прыжки, пробежки, плавание, гонки на лодках, автомобилях – всё делал сам.
– Бывало, что ради съёмок вам приходилось осваивать что-то совершенно для вас новое?
– Я всё умел, мне ничего не надо было осваивать. На съёмочной площадке меня спрашивали: «Умею ли я водить машину?». Я отвечал: «Пожалуйста». Умею ли ездить верхом на лошади, играть в футбол, хоккей? Пожалуйста. Крутануть сальто или сделать фляк. Нет проблем. Я с малых лет ко всему был подготовлен, в родной Сызрани учился в музыкальной школе, занимался, по-моему, во всех спортивных секциях и даже в школе юного космонавта. Вообще-то я готовился к поступлению в военное училище лётчиков-истребителей. Но так случилось, что к нам в город с творческим вечером приехал Игорь Старыгин, он рассказывал о съёмках фильма «Д`Артаньян и три мушкетёра», отвечал на вопросы зрителей. И я вдруг осознал, что на актёра можно выучиться. Во время зимних каникул в 10-м классе я поехал узнавать условия приёма в театральное училище. Из огромного списка литературы, который мне дали, сам выбрал для поступления произведения, которые в ту пору нравились. Меня никто не готовил. Но я с первого раза прошёл конкурс и в Щепкинское и в Щукинское театральные училища, а в результате окончил школу-студию МХАТ.
Наследственность плюс спорт
– Недавно вам исполнилось 57 лет, но вы выглядите как минимум на 10 лет моложе, как вам это удаётся?
– Спасибо. Природа такая. У меня отец хоть и стал инвалидом, но оставался видным мужчиной: всегда гладко выбрит, в накрахмаленной рубашке… Он работал обыкновенным мастером по ремонту швейных машинок. Мама всегда выглядела очень утончённо, она преподавала в школе историю, но её часто спрашивали, не танцовщица ли она. Кроме того, я всю жизнь занимался спортом, мне сейчас достаточно несколько раз отжаться, и всё тело начинает приходить в кондицию.