Одному из самых известных российских актёров Александру Домогарову недавно исполнилось 60 лет. Эту дату в Театре Российской армии отметили спектаклем «Маскарад», в котором он сыграл Арбенина. Накануне юбилея народный артист России дал пресс-конференцию, на которой побывала наш корреспондент.
Площадка, которую надо было победить
— Александр Юрьевич, что вы считаете своей творческой победой в юбилейном для вас году?
— Раньше я мог совмещать два-три дела, а сейчас понимаю, что нужно сделать что-то одно и хорошо. Очень важным для меня стало выступление в Кремлёвском дворце, где был дан спектакль-концерт «Дороги Высоцкого», который мы придумывали с Никитой Владимировичем Высоцким. Эту концертную площадку, как мы говорим, надо было победить. Хотя спектакль живёт уже семь лет, но для этой площадки нужно было готовиться очень основательно. Месяц плотно репетировали с Большим симфоническим оркестром Росгвардии. Было исполнено 18 песен. Я считаю, что это наша творческая победа. Работать на зал в пять тысяч человек драматическому артисту, не вокалисту, — большое испытание.
— Какие роли для вас стали знаковыми?
— Роли — это дети, которые мной рождены, не могу говорить, плохие они или хорошие. Я могу сказать, что мне что-то не удалось. Все знаковые роли связаны со встречами с яркими талантами. Мелодрама «Глянец» — это работа с великим мэтром российского и мирового кинематографа Андреем Сергеевичем Кончаловским. На съёмках фильмов «Огнём и мечом», «Одна июньская ночь» я встретился с сильнейшими режиссёрами Ежи Гофманом и Анджеем Вайдой. Выше этих людей, как у нас говорят, только звёзды. На тот момент я не просто работал с ними, а был вхож в их дома. Мы общались, я получал тот комплекс знаний, который даёт общение с великими людьми. Это ценнейший подарок судьбы!
Стал перфекционистом
— Что для вас самое сложное в работе актёра?
— Я стал перфекционистом. Сейчас отдаю себе отчёт в том, что актёрство — чрезвычайно сложная профессия. Чтобы сделать хороший спектакль, нужно не один пуд соли съесть, тогда может что-то получиться. Только своим энергетическим выплеском на сцене артист может получить сопереживание зрителей. Как-то в молодости я участвовал в гастролях Театра Советской армии в Алма-Ате. И наш главный режиссёр Леонид Ефимович Хейфец, человек достаточно жёсткий и саркастичный, задал мне вопрос: «Саша, вы играете в спектакле «Дама с камелиями» главную роль. Как, думаете, вы её сыграли?» Начинаю лепить какую-то чушь, свойственную 27-летнему человеку: я сыграл, но, понимаете, зал бывает разный… Леонид Ефимович на меня внимательно посмотрел и говорит: «Значит, сыграли, да? А вот Олег Иванович Борисов восемь лет играет «Кроткую» и говорит, что до сих пор не сыграл». То есть можно выйти на сцену, рассказать текст и поставить галочку — мол, сыграл. А можно промучиться два-четыре года, искать-искать и не сыграть.
Возможности нужно уметь брать
— Что бы вы посоветовали подрастающему поколению?
— Господи, какого совета вы от меня ждёте? Они счастливые, у них есть доступ к тому, о чём мы в 1970-х могли только мечтать. Что у меня было в детстве? Московский дворец пионеров — и всё! Если хотелось заниматься моделированием, то нужно было ехать 15 остановок. Страна даёт колоссальные возможности, но надо уметь их брать и при этом иметь желание.
— В какой эпохе вы хотели бы жить?
— В нашей эпохе. Профессия позволяет окунуться во Францию XVI века, да куда угодно, в любой век. Конечно, наше время сложное, но замечательное. На наше поколение выпали смены политические, и чего только не было! Так что, с одной стороны, мы счастливые люди, а с другой — не дай бог жить в эпоху перемен.