Весной 1882 года на Ходынском поле появилось грандиозное сооружение из выставочных павильонов, составивших звездообразную фигуру. «Уже издали выставка поражала видом своих нарядных, как мне казалось, пёстро разукрашенных зданий, павильонов, вышек», — писал художник, искусствовед Игорь Грабарь.
Поощрили за плантацию душистых растений
Предприниматели, участвовавшие в выставке, старались поразить посетителей необычной рекламой. Пожалуй, лучше всех это удалось парфюмеру Генриху Брокару. Он уже был широко известен как создатель качественных и недорогих мыла, пудры и румян. А на выставке Брокар устроил в павильоне фонтан из только что созданного им «Цветочного» одеколона.
«Когда фонтан заработал, публика словно обезумела: женщины мочили в струях одеколона шляпы и перчатки, а мужчины, потеряв стыд, мочили в бассейне фонтана свои пиджаки» — так излагал событие Валентин Пикуль в рассказе, посвящённом жизни парфюмера.
Фабрика получила золотую медаль выставки, а Брокар на рекламных объявлениях стал именовать себя изобретателем «Цветочного» одеколона. В перечне обладателей наград Всероссийской выставки 1882 года особо отмечался их вклад в отечественную экономику. Так, Брокара отметили ещё и «за быстрое развитие производства и разведение собственных плантаций душистых растений». Известно, что предприимчивый парфюмер владел несколькими усадьбами в Подмосковье, где и выращивал десятки сортов сирени, резеду, другие душистые цветы и травы для своего производства.
Предпринимателя Ивана Беггрова из Санкт-Петербурга наградили «за превосходного качества типографскую краску и за голландскую сажу, которую он впервые начал производить в России». А граф Уваров получил золотую медаль выставки «за блестящие результаты искусственного лесоразведения в последние 29 лет».
«Бурлаки на Волге» и «Берёзовая роща»
Впервые на Всероссийской выставке представили работы известных художников — Сурикова, Поленова, Куинджи и других. Чтобы картины правильно освещались, архитекторы придумали, как получить верхний свет.
«Вместо потолка и кровель — сплошные массы стекла, сквозь которые так нестерпимо блещет горячее июньское солнце, почти везде… принуждены были подвесить под эту стеклянную крышу громадные полотнища холстинных вуалей, и сквозь них распространяется свет необыкновенно приятный и свежий», — писал о художественном павильоне критик Владимир Стасов.
«Бурлаки» Репина, «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Рожь» Шишкина, «Берёзовая роща» Куинджи – в общей сложности посетители выставки увидели более 500 полотен. Их предоставили Третьяков и другие коллекционеры, а также члены царской семьи. Например, картина «Бурлаки на Волге» принадлежала великому князю Владимиру Александровичу (брату Александра III), покровительствовавшему многим художникам Товарищества передвижников.
По воспоминаниям Ильи Репина, великий князь даже пожаловался ему, что стена в бильярдной постоянно пустует, так как картина участвует в то в российских, то во всемирных выставках.
Шедевр, написанный из-под палки
Во время работы выставки впервые прозвучала увертюра Чайковского «1812 год». Кстати, композитор очень не хотел писать, что называется, под заказ.
«Для меня нет ничего антипатичнее, как сочинять ради каких-нибудь торжеств, — жаловался Чайковский в письме баронессе фон Мекк. — Подумайте, милый друг! Что, например, можно написать по случаю открытия выставки, кроме банальностей и шумных общих мест? Однако ж отказать в просьбе я не имею духа, и придётся волей-неволей приняться за несимпатичную задачу».
Но великий композитор немного кокетничал. Увертюру, на которую его вдохновила победа России в Отечественной войне 1812 года, впоследствии стали исполнять оркестры многих стран. И самый удивительный факт: с конца 1970-х годов произведение Чайковского каждый год предваряет праздничный салют в крупнейших городах США в День независимости — 4 июля. По мнению музыковедов, американцам нравятся бравурные пассажи увертюры, отвечающие их настроению в день национального праздника.