Москва. Северный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 25 Фев 2022 в 14:18 | Текст: Марина Макеева

Лучшие художники своего времени собирались у Бутырской заставы

Прошлой осенью исполнилось 180 лет со дня рождения предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова (1841-1918). Последние 20 лет его жизни связаны с Бутырской заставой. Здесь, в самом начале Бутырского проезда — так тогда называлась Нижняя Масловка, работал переведённый из подмосковного Абрамцева гончарный завод, где отливалась майолика — глазурованная керамика. Недалеко, на современной улице Правды, стояла большая бревенчатая усадьба, в которой жил Савва Мамонтов. О бутырском периоде его жизни рассказал старший научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького Евгений Арензон

 

Задолго до краха

Иной раз можно услышать, что Савва Мамонтов перебрался из огромного особняка на Садово-Спасской за Бутырскую заставу — тогдашнюю окраину Москвы — из-за финансового краха. Действительно, в 1899 году его обвинили в трате денег Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги на реконструкцию заводов, юридически с дорогой никак не связанных. Последовало тюремное заключение. Суд полностью оправдал мецената, однако разорения было не избежать.

— Но решение о приобретении или аренде нескольких земельных участков во 2-й Сущёвской части, в самом начале Бутырского проезда — так тогда называлась Нижняя Масловка, было принято задолго до этого, в 1895 году, — говорит Евгений Арензон.

Причин у этого было несколько. Во-первых, личных.

— Отношения с женой Елизаветой Григорьевной у мецената разладились, супруги решили жить отдельно, — рассказывает Евгений Арензон.

Сыграли роль и деловые соображения. В середине 1890-х началось строительство Савёловской ветки железной дороги. Понятно, что земля вблизи неё дорожает, самое время покупать.

 

Бренд решили сохранить

Дом Мамонтова в Бутырках — не в пример каменному особняку на Садовой-Спасской — был бревенчатым, с резной отделкой. Большая комната в русском стиле, с резным балкончиком, куда выходили двери спален, служила и приёмной, и столовой. В фабричном корпусе на первом этаже была скульптурная мастерская, на втором — театральный цех для работы над декорациями к Частной опере, которую поддерживал Мамонтов. Во дворе стояли богато украшенные майоликой скамья и фонтан, вдоль дорожек — керамические панно и стенды с изразцами. Название «Абрамцево» решили сохранить.

 

Горели свечи, отражаясь на майолике

— В будни на фабрике выполнялись текущие заказы, а в воскресенье и праздники в мастерские приходили художники и скульпторы. Рисовали эскизы, лепили из глины блюда, чаши, вазы, декоративные панели, изразцы, раскрашивали, обжигали, — рассказывает Евгений Арензон.

Здесь можно было встретить Врубеля, Коровина, Серова, Поленова.

«Горели свечи в гончарных подсвечниках, отражаясь и играя на майолике, которая была как-то случайно, но удивительно живописно разбросана по мастерской, — вспоминала дочь художника Василия Поленова Наталия, отец не раз брал её к Мамонтову. — Царило большое оживление, все громко говорили, смеялись, даже пели… Савва Иванович сидел как хозяин в конце стола и, пожалуй, был тише всех. Но было совершенно ясно, что всё оживление гостей происходит от умения хозяина их оживить своей любовью, чутким отношением, своим умением создать эту замечательную творческую атмосферу мамонтовского кружка».

 

С полотна — на фасад

В 1900 году майоликовый камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем», сделанный Врубелем в бутырской мастерской Мамонтова, получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Связаны с Бутырками и другие произведения Врубеля. Так, синяя майоликовая маска льва, которую ставили как клеймо на всей продукции завода, тоже его авторства. В Бутырках создавалась и знаменитая «Принцесса Грёза», которая с 1902 года украшает фасад гостиницы «Метрополь».

— Само панно по мотивам драмы Ростана, которая шла тогда во многих театрах и была очень популярна, Михаил Александрович написал на холсте в 1896 году для художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. После выставки Савва Мамонтов купил его и привёз в Бутырки, — говорит Евгений Арензон.

Через несколько лет, когда Северное домостроительное общество, которое возглавлял Мамонтов, начало возводить на Театральной площади гостиницу «Метрополь», Савва Иванович предложил Врубелю сделать керамическую версию «Принцессы» и разместил её на фасаде.

Гончарный завод работал до конца жизни Саввы Ивановича — он умер здесь в апреле 1918-го. В 1920-х годах завод находился в ведении Высших художественно-технических мастерских, потом здания передали экспериментальной лаборатории огнеупоров, а затем снесли.