Под цементными наслоениями обнаружился авторский рельефный рисунок

Уникальные исторические барельефы советского скульптора Сергея Меркулова можно будет увидеть такими, какими их задумал автор.

Тракторист и спортсмен

В СССР 20-х годов стадион «Динамо» был символом времени и главной ареной страны, а украшавшие его изображения спортсменов и передовиков производства выполняли и декоративную, но и идеологическую функцию. Созданные в 1930-х годах скульптором-монументалистом Сергеем Меркуровым – его авторству, в частности, принадлежит памятник Клименту Тимирязеву на Тверском бульваре – гипсовые картины отражают повседневную жизнь советского гражданина: утром он работает на тракторе или комбайне, а вечером идет играть в футбол.

Шесть барельефов украшали портики северной и южной трибун стадиона. В наши дни искусствоведы и историки архитектуры активно выступали за их сохранение. А правнук скульптора Антон Меркуров заявил, что ему небезразлична судьба культурного наследия прадеда.

— Когда дело касается семейного наследия, я вынужден «вписаться» в эту историю, потому что это дело чести, — сказал Антон Меркуров, — как минимум проследить, чтобы всё было сделано законно, хорошо, красиво. Чтобы все эти барельефы были должным образом отреставрированы и обрели новую жизнь. Если же их состояние окажется совсем плачевным, было бы целесообразно изготовить их копии, а их самих перенести в создающийся музей стадиона «Динамо».

Перебирали поштучно

Барельефы демонтировали в 2011-м, а потом они ждали своей очереди в коробках больше четырех лет. В ноябре прошлого года на территории стройки стадиона была обустроена мастерская с особым режимом влажности, освещения и температуры, в которой начали работу реставраторы санкт-петербургской мастерской «Наследие».

— Нам досталось 126 ящиков с демонтированными частями, — рассказывает реставратор высшей категории, руководитель проекта Инна Пчелова. — Было много боя, который мы перебирали поштучно. Авторские фрагменты собирали по сантиметрам и даже миллиметрам.

Под неоднократными цементными наслоениями обнаружился авторский рельефный рисунок. Сделанные 3D-сканированием картограммы содержали множество искажений и отсутствующих фрагментов.

— Вот, например, если сравнить со схемой этот фрагмент, — показывает Инна Пчелова, – видно, что голова лошади нарисована неправильно, а вот этого кусочка нет ни на схеме, ни на фотографиях. Авторский рисунок намного богаче и сложнее.

По цементу ходили утки

Некоторые фрагменты восстановить всё же не получится. Применять технику закрашивания пустот чёрным цветом реставраторы не будут, чтобы не отвлекать внимание зрителя, но что будет на этих местах, пока секрет. Однако уже точно известно, что специалисты подготовят схему, которая расскажет зрителю всю историю создания, изготовления и сохранения барельефов.

Экспозицию дополнят также любопытные находки, найденные во время реставрации и отражающие перипетии не только рождения скульптурных групп, но и их многократные ремонты.

— Мы нашли кусочек газеты 1948 года, — рассказывает Инна Пчелова, — застывшие в цементе следы ворон и уток, кусочек коры и сухую траву. Это говорит о том, что барельефы собирали на улице. Ведь тогда просто не было таких масштабных мастерских, где уместилось бы всё это богатство.

Всю историю центрального экспоната с октября можно будет узнать в будущем музее, который разместится на нулевом уровне спортивно-концертного комплекса «Динамо». А сам стадион украсят копии барельефов, выполненные из износостойкого материала.