Вместо отметок – диаграммы: система образования испытывает новую модель оценки знаний школьников

Предстоящей осенью столичных педагогов ждет спецкурс по новой системе оценки знаний, предполагающей отмену классических оценок. Обучающие семинары пройдут учителя московских школ, где уже в обозримом будущем планируется перейти к современному оценочному подходу, исключающему пятибалльную шкалу, сообщает агентство «Москва» со ссылкой на директора Московского центра педагогического мастерства Ивана Ященко.

Эксперимент по отказу от традиционной – балльной оценки знаний стартовал в Москве в прошлом году. В нем приняли участие  более тысячи столичных школьников и почти полсотни педагогов. По словам Ивана Ященко, делать какие-то выводы об эффективности новой модели пока рано, но в числе заметных «последствий» ее ввода  – повышение мотивации к учебе и результатов на внешних независимых диагностиках. Представитель ведомства рассказал, что осенью обучение предстоит пройти следующей «партии» учителей, регистрация на семинар уже открыта.

По словам Ивана Ященко, в новой системе результаты учеников отображаются в электронном дневнике школьника в виде диаграммы, в которой учитель отмечает, какие темы хорошо усвоены, а какие стоит подтянуть.
 
В Северном округе к эксперименту по отказу от традиционной системы оценок в прошлом году подключился лицей № 1550 в районе Беговой САО. На апробацию инновационной модели здесь перешли семь учителей. Под занавес учебного года педагоги и ученики учебного учреждения поделились с информационным порталом газеты «Север столицы» первыми итогами работы по новой схеме.
 
«Еще до начала учебного года мы подробно объяснили учителям, родителям и учениками, как работает эта система, и по обоюдному согласию решили принять участие в ее апробации, – рассказывает исполняющий обязанности директора лицея № 1550 Никита Лосев. – Мы отказались от текущих оценок, теперь основной упор делается на успехи и динамику конкретного учащегося по каждому предмету». Учителя вместо оценок ставят отличившимся ученикам галочки или плюсики, а также дают подробное пояснение, что удалось ребенку, а над чем стоит поработать. По мнению специалистов, такой подход к оценке знаний будет мотивировать школьников на реальную работу. В то время как привычная система оценок порой провоцирует исключительно гонку за пятерками.

«Если раньше ребенок соревновался оценками с одноклассниками, то теперь он соревнуется только с самим собой. Это обеспечивает тот самый индивидуальный подход, о котором уже давно говорится в педагогическом сообществе. При новой системе ребенок не боится ошибиться, становится более свободным. Вместе с тем ему важно его собственное развитие, он больше нацелен на результат, то есть на получение знаний, а не на цифры в дневнике», – говорит Никита Лосев. По его словам, эта технология не отменяет итоговые оценки. «Мы так или иначе выходим на четвертную и годовую оценки, остаются отметки за контрольные работы. Только теперь их проверяет независимый учитель, который не работал с классом, чтобы максимально объективно оценить совместные усилия учащихся и педагога. По сути, учитель и класс выступают как тренер и команда. Они больше сосредоточены на работе, а не на оценках. За год у нас не было ни одной сложной ситуации, никто из тех, кто принимает участие в апробации, не просил вернуться к старой системе. Я могу сказать, что эта система показала себя более объективной и эффективной, чем существующая», – добавляет и.о. директора.

Пока новая система в лицее № 1550 введена в 8-х и 11-х классах по пяти предметам: русский и английский языки, математика, физика, информатика. Вместо журнала с оценками у учителей – диагностическая карта, составленная на каждого ученика в отдельности. Здесь отмечается динамика школьника, то, каких успехов ему удалось добиться, что нужно подтянуть, в каком направлении нужно двигаться. «Мне легко работать в этой системе, несмотря на то что за плечами у меня не малый стаж педагогической работы с традиционным подходом, – говорит учитель английского языка Татьяна Зотова. – Конечно, поначалу было непросто переключиться, но это хороший опыт. Раньше возникали сложности, какую оценку ставить – три или четыре, четыре или пять. Теперь можно больше сосредоточиться непосредственно на самом образовательном процессе, на предмете».

Ученик же вместо отметок получает рекомендации, на что нужно обратить внимание, чтобы добиться лучшего результата в изучении того или иного предмета. «Вообще эта система очень удобная: исчезает страх у доски, ты не боишься получить плохую оценку, – считает одиннадцатиклассник Владимир Варданян. – Теперь учитель отмечает только плюсы, а не ошибки. У тебя самого появляется желание исправить свои недочеты, разобраться, почему они возникли. Это помогает настроиться на работу, на получение знаний, появляется интерес к предмету»
 
Создатель новой системы   оценки   знаний  учащихся,  научный  сотрудник Центра педагогического мастерства департамента образования Константин  ЗИСКИН
 
 – Основное отличие от существующей системы — отсутствие текущих оценок: вместо троек и четверок учителя отмечают только достижения школьников, а не акцентируют внимание на ошибках. Например, раньше ученик получал письменную работу, исписанную красными чернилами. Само собой, это не способствовало желанию разбираться в предмете: у ребенка попросту опускались руки. Теперь вместо исправлений в тексте ученик видит только плюсики напротив тех заданий, которые он выполнил хорошо. Вместе с тем учитель дает ученику необходимые рекомендации и специальные домашние задания, направленные на восполнение каких-то пробелов в знаниях школьников. По сути, это вопрос того же кнута и пряника. Кнут в отношении детей вообще неприменим, поэтому в основе новой системы – поощрение, чтобы повысить мотивацию ребенка, направить его интерес на изучение предмета, а не на погоню за пятерками.

Похожее